Посткризисное восстановление позитивных тенденций в социально-экономическом развитии России и активная государственная политика в области материнства и детства находят прямое отражение на развитии рынка детских товаров и детской одежды, в частности. К такому выводу пришли эксперты информационного агентства «КредИнформ», проведя маркетинговое исследование по теме «Рынок сетевого ритейла детской одежды от 0 до 14 лет в России и регионах: состояние, тенденции и перспективы его развития». Рост рынка в 2011 прогнозируется на уровне 7-10%.
Рост рынка детских товаров происходит как за счет увеличения количества покупателей, так и за счет увеличения стоимости покупок - средние затраты на детскую одежду, по оценкам участников рынка, существенно выросли за последние годы.
Развитие современных форматов розничной торговли на рынке детских товаров - торговых сетей, как федерального уровня, так и локальных, крупноформатных магазинов, усиливает конкуренцию на рынке товаров для детей.
Отрасль сетевого ритейла детской одежды на данный момент находится в стадии развития, однако, активных процессов интеграции не наблюдается. За последние годы состоялись лишь 2 крупные сделки M&A, так как некоторые иностранные компании планируют свой вход на рынок через поглощение: "Детский мир" потратил $3 млн на приобретение сетей "Чудо-Остров-Нева", "Вырастай-ка" и импортера игрушек S'Toys, а сеть "Здоровый малыш" купила крупную сеть "Дети" оценочно за $40-50 млн.
В ближайшее время отрасль имеет все возможности для активного развития. Основное его направление усматривается в расширении за счет появления новых небольших сетей, как монобрендовых, так и смешанного формата. Многие иностранные бренды присматриваются к входу на рынок не только детской одежды, но и детских товаров вообще. Рынок имеет достаточно пространства для развития, в разных ценовых сегментах имеются свои неудовлетворенные потребности.
Существуют барьеры входа на рынок, как административные, так и инфраструктурные, системные. Однако можно считать, что вход на рынок возможен и перспективен. Также вход на рынок детской одежды возможен через диверсификацию сетей продажи взрослой одежды.
Также перспективным и желаемым представляется вход на рынок отечественных производителей, способных равноправно конкурировать, т.к. на данный момент доля отечественных товаров крайне невелика (по оценкам специалистов 1-2%). При надлежащем качестве товара вполне возможным выглядит как выход производителей в существующую розницу, так и создание их собственных монобрендовых сетей. Однако, стоит отметить, что российская легкая промышленность, в том числе и по детским товарам, находится на данный момент в застойном состоянии (прогноз роста в 2011-2012 гг. 0,4-0,5%).
Специалисты рынка уверяют, что спрос на детские товары, несмотря на трудную экономическую ситуацию, остался стабильным во время кризиса и будет активно расти в последующие годы. Этим необходимо воспользоваться существующим и потенциальным игрокам рынка, так как рынок неконцентрирован и открыт для роста. Учитывая последние макро-тенденции российской экономики (в первую очередь - увеличение рождаемости и отмечающиеся тенденции роста доходов населения), рынок детских товаров можно признать одним из перспективных и динамично развивающихся потребительских сегментов.
Среди основных причин, сдерживающих появление и успешное развитие необходимых форматов торговых предприятий, можно отметить несостоятельность отечественного производства детской одежды, засилие импорта, а значит сложность логистических систем в отрасли, а также сложность маркетинговых требований в отрасли, т.к. дети - это специфическая группа потребителей, требующая особого подхода даже к характеристикам ритейла.