По оценке «Экспресс-Обзор», объем рынка шоколада и шоколадных изделий в 2007 году составил 700,9 тыс. тонн в натуральном выражении. Несмотря на имеющийся потенциал развития, темпы прироста рынка за последние 5 лет постепенно снижались. Это связано как с отсутствием необходимой поддержки отрасли, так и с развитием параллельных сегментов кондитерского рынка (печенья, тортов, вафель, мармелада, карамели, жевательной резинки).
В 2009 году объем рынка шоколада в натуральном выражении увеличится всего на 5%. Сокращение темпов роста массового потребления приведет к смещению предпочтений потребителей в сторону более дорогих сегментов. Это будет объяснять опережающие темпы роста объема рынка шоколада и шоколадных изделий в стоимостном выражении.
Российскому рынку шоколада свойственен также переход от полиполии (рыночная ситуация, в которой существует ограниченное количество крупных продавцов, достаточное для поддержания условий конкуренции) к олигополии (присутствие на рынке всего несколько крупных производителей) за счет слияния ряда крупных производителей.
В 2007 году на долю четырех основных игроков рынка - ОАО «Объединенные кондитеры», «Nestle», «Mars» и «Kraft Foods» - пришлось порядка 60% всего рынка.
В 2007 году среднестатистический гражданин России «съел» почти 5 кг. шоколада, в то время как в США и Западной Европе среднедушевое потребление этой продукции еще несколько лет назад составляло 5,2 кг. Лидером по потреблению шоколада является Швейцария. По данным Euromonitor, в 2007 году объем потребления шоколада в этой стране составил 13,2 кг на каждого ее жителя. Единственным регионом, который Россия опережает по уровню потребления шоколада, является Восточная Европа. Так, если в 2005 году средний россиянин потреблял более 4 кг шоколада в год, то в Восточной Европе этот показатель был почти на четверть ниже.
Самой большой популярностью, в том числе и из-за своей дешевизны, пользуются развесные шоколадные конфеты. На долю этого сегмента в структуре рынка шоколада и шоколадных изделий в натуральном выражении в 2007 году пришлось почти 50%. На втором месте - плиточный шоколад.
В ближайшие 2 года на рынке шоколада будет прослеживаться тенденция сокращения доли импорта. Например, в 2009 году она составит менее 15%. Это непосредственно связано с ростом лояльности потребителей к российскому шоколаду.