Рынок снеков, в частности несладких снеков, становится наиболее перспективным сегментом рынка продуктов быстрого питания в России. За последние несколько лет данный сегмент демонстрирует высокие показатели роста.
На данный момент рынок активно развивается, хотя некоторые его сегменты достигли насыщения.
В 2009-2010 гг. лидером рынка снеков РФ являлся сегмент чипсов/криспов, и, по прогнозам экспертов, данная тенденция сохранится примерно до 2015 года. По последним данным, доля этого сегмента в натуральном выражении составляет 43%. Кроме того, значительные доли занимают сегменты орехов (8%) и экструдированных снеков (7%).
Фруктовые снеки - самый быстрорастущий в стоимостном выражении сегмент. Эта продукция пользуется все большей популярность среди приверженцев здорового образа жизни. По прогнозам экспертов, в 2011 году сегмент фруктовых снеков увеличится на 16% в стоимостном выражении. Экструдированные снеки, крендельки и попкорн не могут соперничать по популярности с чипсами и фруктовыми снеками. Несмотря на это, ожидается небольшой рост этих категорий в стоимостном выражении - около 6% в год в каждой категории.
Стоит отметить, что российский рынок снеков специфичен. Особенностью его является развитие сегментов, нехарактерных для европейского рынка - крекеров, семечек и снеков из морепродуктов. Эти категории занимают существенную долю в общем объеме российского рынка снеков. По оценкам аналитиков, сегменты семечек и снеков из морепродуктов обеспечили рост рынка в 2009 году, увеличившись в натуральном выражении на 5%. В 2010 году эта тенденция продолжилась, хотя и в этом сегменте постепенно наступает насыщение. Недорогой альтернативой чипсам являются семечки, особенно с учетом того, что рынок предлагает большое разнообразие объемов упаковки и цен.
Российский рынок снеков сильно консолидирован. Для успешной конкуренции на рынке, новому игроку необходимо создать востребованный потребителем продукт, то есть найти и занять новую нишу. По мнению экспертов, небольшим российским компаниям удастся удержаться на рынке, лишь объединившись в холдинги или занимаясь производством нишевых продуктов.
Интересен тот факт, что конкурентами производителей снеков являются компании, предлагающие йогурты, творожные сырки, фрукты и другие продукты, которые потребитель может выбрать для быстрого утоления голода. А поскольку в последнее время наблюдается тенденция к здоровому образу жизни, производителям таких снеков, как сухарики и чипсы, постоянно приходится искать и завоевывать новых потребителей.
По прогнозу Министерства экономического развития России, по итогам 2011 года ожидается рост оборота розничной торговли в размере 3,2% по сравнению с 2010 годом. В 2012 году будет наблюдаться такой же рост, как и в 2011-м.
Спад в экономике, вызванный последствиями мирового финансового кризиса, не мог не отразится на рынке снеков. Темпы роста в 2010 и 2009 гг. не такие существенные, как в 2008 г. Прогнозируемый объем рынка в 2010 году немного превысит 300 млн тонн, или $ 3,2 млрд.
В частности, наиболее вероятным сценарием развития событий станет замедление темпов роста сегмента снеков в высокой ценовой категории и постепенное переключение спроса на недорогие, но качественные закуски. Таким образом, спрос сместится в сторону продукции в среднем и низком ценовом сегментах.
С полным исследованием российского рынка снеков Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.