Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
20 июня 2011

Сфера обращения с твердыми бытовыми отходами нуждается в реформировании

Очевидно, что на данный момент в России сфера обращения с твердыми бытовыми отходами является закостеневшим и абсолютно инертным. Как определили эксперты Информационного Агентства КредИнформ в маркетинговом исследовании «Рынок услуг по вывозу, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов (ТБО) в России», причин тому несколько.

Во-первых, на рынке услуг по вывозу, обработке и захоронению отходов потребления действуют компании-монополисты, в большом количестве случаев принадлежащие муниципальным образованиям.

Во-вторых, для того, чтобы начать деятельность по вывозу и захоронению мусора необходимо получить большое количество разрешений, лицензий, установить целый ряд формальных и неформальных договоренностей с властями, ТСЖ или другими органами управления поселениями. И это помимо того, что для начала бизнеса необходим большой стартовый капитал - на закупку или аренду оборудования, помещений под обрабатывающие и сортировочные мощности, хранение вторичных материалов, а также на организацию полигона для захоронения отходов.

Третьей и одной из самых существенных причин, выявленных в ходе исследования, является абсолютная неэффективность тарифов на вывоз и захоронение отходов потребления. Безусловно, то, что цены на услуги компаний отраслевого рынка приемлемы для населения и социально ориентированы, делает им честь. Но такое положение дел не обеспечивает стимулов для развития рынка ни со стороны населения, ни со стороны инвесторов. Если сейчас поднять тарифы даже не до экономически оправданных, а просто на несколько десятков процентов, это вызовет недовольство жителей в любом случае.

Понять население легко - качественное изменение своей жизни при изменении способа обращения с отходами они не заметят, а рост тарифов ударит по кошельку. И получается, что без увеличения вознаграждений компаний за вывоз мусора, отрасль остается непривлекательной для инвесторов, прибыль могут показывать только монополисты, МУПы и ГУПы, дотируемые из бюджетов.

Если в отрасль не поступают средства инвесторов, не происходит столь необходимого радикального увеличения эффективности использования отходов, то есть нет стимулов для переработки вторичных ресурсов вместо традиционного захоронения. Если компании не проявляют интерес к мусору как к альтернативному источнику ресурсов, в ее интересах утилизировать отходы наименее затратным способом, без закупки дорогого обрабатывающего оборудования. То есть и массовый переход к сортировке мусора на местах не является острой необходимостью. Однако население в целом довольно, так как мусор продолжает вывозиться из дворов.

Четвертой причиной, препятствующей изменению системы отношений в сфере обращения с отходами, является отсутствие спроса на продукцию из вторичных материалов. Поскольку системы селективного сбора отходов домохозяйств в России нет, качество мусора не позволяет производить из него вторичные материалы, сравнимые по свойствам и цене с первичными ресурсами. Таким образом, продукция, созданная из переработанных отходов, часто не может быть такой же привлекательной, как изготовленная из первичных материалов. В странах Западной Европы методом борьбы с таким положением дел стали регулярные государственные закупки товаров «из мусора».

Пятой проблемой на рынке является большое количество несанкционированных действий. Участники рынка отмечают в качестве примеров как незаконные свалки, сами собой образующиеся по обочинам дорог, так и предприятия, работающие нелегально (без полного спектра соответствующей разрешительной документации и не соблюдающие все природоохранные законы). Такие предприятия работают с более высокой рентабельностью, и, соответственно, имеют инструменты для переманивания клиентов. При этом они могут исчезнуть с рынка в любой момент: по достижении определенных интересов собственников или в результате проверок.

И, еще одним фактором, тормозящим развитие отрасли, является отсутствие государственной поддержки частному предпринимательству, работающему в сфере переработки отходов. Стоит отметить тот фат, что в экономически развитых странах данный отраслевой рынок является крайне привлекательным для инвесторов. Причинами тому являются как налоговые, кредитные льготы, так и помощь в проведении социальных реформ в сфере обращения с мусором среди населения. Зарубежные инвесторы, желающие выйти на российский рынок услуг по переработке ТБО, ожидают, что здесь они получат такие же льготы и гарантии, как у себя на родине, но это далеко не так.

Что касается рынков услуг по переработке отдельных видов ТБО - макулатуры, пластмасс, резины, стекла, текстильных отходов и прочего, - в России они развиваются в основном за счет использования отходов производства. Последние в сравнении с ТБО являются более чистыми, более концентрированными с точки зрения размещения, что упрощает их использование.

После оценки размеров, динамики и структуры рынка услуг по вывозу, утилизации, захоронению, переработке ТБО в России, а также анализа маржи прибыли и других финансовых показателей компаний на рынке, стало очевидно, что отрасль на данный момент в России не привлекательна для инвесторов и не оптимальна с экономической точки зрения.

По мнению экспертов, оптимальным способом разрешения такой ситуации с мусором в России является продуманное и постепенное реформирование сферы обращения с отходами населения, основанное на долгосрочном разделении обязанностей между муниципалитетами и частным бизнесом, повышением тарифов на вывоз смешанного мусора и экономическое поощрение населения за селективный сбор отходов.