Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
22 июля 2011

Нужен ли бизнесу консалтинг

Эксперты утверждают, что стратегический консалтинг сейчас очень востребован, и спрос на эту услугу растет от месяца к месяцу. Фирмы практически во всех отраслях изучают новые потребительские сегменты, каналы сбыта и продукцию, соответствующие модели бизнеса, организационные и операционные модели, возможности совершения сделок слияния и поглощения. Перспектив роста у рынка - более чем достаточно. К такому выводу пришли эксперты ИА КредИнформ, проведя исследование на тему «Рынок бизнес-консалтинга в России: основные тенденции и прогноз».

В рамках бизнес-консалитнга исследовались следующие виды: общее управление и администрирование (стратегический, оперативный, инвестиционный консалтинг), финансовый, юридический, налоговый, маркетинговый консалтинг, IT- консалтинг, управление кадрами, производственный консалтинг.

Россия и ее ведущие компании продолжают работать над планами и практическими действиями в области модернизации и инноваций, что создает новые возможности на рынке консультационных услуг. Однако стоит отметить, что пока рынок стагнирован. Рынок консалтинговых услуг в отличие от рынка аудита в прошлом году роста не показал - совокупная выручка 75 крупнейших компаний от консалтинга осталась на уровне 52 млрд руб. (-0,23%). О восстановлении рынка до докризисных уровней (62,7 млрд руб. в 2008 году) и/или их превышении говорить придется только в текущем 2011 году.

Как показывает анализ, ИТ-консалтинг занимает около половины рынка консультационных услуг, но именно эта сфера в отличие от остальных сегментов консультационного рынка не то что не смогла восстановиться после кризиса, а продолжила падение. По данным компаний, в 2009 году выручка 75 крупнейших компаний в сфере ИТ-консалтинга упала на 11,7%. Кризис не только обрезал объемы бюджетов на ИТ-консалтинг, он еще повлиял на качество спроса не в лучшую сторону.

В отличие от ИТ-консалтинга, практически во всех остальных сегментах консультационного рынка в прошлом году наблюдался рост. Согласно данным исследования, наибольший рост объемов выручки в прошлом году по сравнению с 2009 годом наблюдался в сегментах маркетинга (+346%) и общего управления и администрирования (+53,8%). Все большее число компаний заинтересовано в оптимизации денежных потоков, создании контроля над активами и формировании качественной финансовой, учетной и информационной структуры для обеспечения роста и эффективной работы менеджмента. Появился спрос на услуги по разработке методологии бухгалтерского, налогового и управленческого учета и внедрение новых технологий в этих сферах. Выросла потребность в использовании аутсорсинга учетных функций - компании применяют его для снижения затрат и повышения эффективности своей деятельности. Усиление госконтроля налоговых органов увеличило спрос на услуги налогового консалтинга.

Оптимистичны эксперты сегодня по поводу сегментов рынка, связанных с оптимизацией бизнес-процессов. По словам экспертов, сегодня мы наблюдаем возрастающий спрос на консультационные услуги по вопросам повышения операционной эффективности: это оптимизация затрат, создание центров общего обслуживания, совершенствование казначейских операций. Помимо этого растет спрос на услуги в области управления рисками и постепенно активизируется работа по сопровождению корпоративных сделок. Параллельно с этим растет спрос на все виды услуг по сопровождению сделок.

Тем не менее, общее настроение на рынке консультантов - достаточно оптимистичное. Отложенный спрос еще не исчерпан до конца, а в некоторых секторах рынка (например, в информационных технологиях) предложение меняется с такой быстротой, что денежные вливания в него очень продуктивны.

Очевидно, что консалтинговый рынок далек от пределов роста, как в количественном, так и в качественном отношении. Но здесь главное зависит не столько от самого консалтинга. Если страна будет развивать недиверсифицированную, моноэкономическую модель - консалтинг, особенно качественный будет невостребован. Для высокого спроса на этот вид услуг нужна перестройка конъюнктуры бизнеса и очищение и усиление конкурентных процессов на отраслевых рынках.