Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
14 августа 2008

Замороженные овощи сдают позиции

Объем рынка замороженных овощей и фруктов, по оценке «Экспресс-Обзор», в 2007 году составил 214 тыс. тонн. На протяжении последних четырех лет рынок рос достаточно высокими темпами.

Увеличение рынка в стоимостном выражении происходило быстрее, чем в натуральном. Это вызвано как сезонными, так и структурными причинами. Небольшой, по сравнению с предыдущими годами, урожай 2007 года существенно повлиял на текущую ситуацию с ценами. Усугубляют положение растущие цены на услуги, связанные с логистикой. Падающий курс доллара также влияет на цены отечественных и западных компаний, производящих основные расчеты в американской валюте.

В целом мнения экспертов относительно динамики объема сходятся на том, что рынок перспективен, однако темпы роста будут постепенно замедляться. При этом в будущем рынок будет развиваться за счет регионов. По оценке «Экспресс-Обзор», по итогам 2009 года продажи замороженных овощей и фруктов увеличатся на 15% в натуральном выражении.

Одним из главных факторов, стимулирующим увеличение рынка, является рост потребительского спроса, вызванный ускорением образа жизни, повышением уровня занятости и среднего дохода. Важнейшими условиями роста рынка является устранение отечественными компаниями дефицита сырьевой базы, а также ввод современных технологий для очистки и заморозки продукции. Стоит также отметить, что рынок замороженных овощей и фруктов характеризуется ярко выраженной сезонностью - рынок заморозки сильно падает в период летних и осенних месяцев, когда активно потребляются свежие овощи и фрукты и происходит сбор нового урожая.

Импортная продукция занимает значительную долю в общем объеме рынка - порядка 80%. Доминируют польские производители. Среди них выделяется Hortex, являющийся абсолютным лидером рынка, Hortino, Fritar и др. Также свою продукцию в России продают голландские (Aviko BV, Farm Frites BV), французские (Bonduelle), бельгийские, венгерские компании. При этом Hortex строит на территории России (Воронежская область) завод мощностью 25 тыс. тонн замороженной продукции в год. Несмотря на то, что доля Hortex на отечественном рынке составляет 50-60%, собственного производства в России у компании до сих пор не было. Строительство завода - давно ожидаемый шаг со стороны Hortex. Уже сейчас компании приходится конкурировать не только с иностранными и российскими брендами, но и с privat label торговых сетей - почти все крупные продуктовые ритейлеры стали продавать замороженную продукцию под собственными торговыми марками. Очевидно, что забота о снижении издержек для Hortex актуальна как никогда, а промедление с открытием завода ослабит позиции холдинга.

Рынок замороженных овощей и фруктов делится на два основных сегмента - замороженные овощи (включая картофель и грибы) и замороженные фрукты (включая ягоды). На протяжении последних четырех лет в структуре рынка доминируют замороженные овощи, но с каждым годом они теряют свои позиции - перераспределение долей объясняется более быстрыми темпами роста объема рынка замороженных фруктов - в 2007 году он увеличился на 29,4% в натуральном выражении, в то время как объем рынка замороженных овощей - на 17,6%.