Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
3 октября 2011

В России стали меньше пить?

Государственное регулирование отрасли

Российский рынок алкоголя в настоящее время находится под пристальным вниманием государства. Собственно, это вполне объяснимо, так как акциз на спиртосодержащие напитки - одна из значимых статей бюджета Российской Федерации. В последнее время это внимание усиливается, так как перед Правительством стоят задачи восполнения дефицита бюджета, с одной стороны, и сокращение потребления алкогольных напитков, с другой. В июле 2011 года Государственная Дума приняла закон, регулирующий производство и оборот спиртосодержащей продукции. Главными и наиболее обсуждаемыми моментами этого закона является ограничение продаж пива в нестационарных точках продаж, запрет продажи слабоалкогольной продукции в ночное время суток, более жесткое регулирование производства и транспортировки алкоголя.

Не менее существенным событием для рынка стало повышение акцизов на спиртосодержащую продукцию, которое произошло в 2010 году.
По мнению многих участников алкогольного рынка принятые меры приведут к росту цен и, соответственно, к сокращению потребления алкоголя в России. Другой вариант развития событий - увеличение сектора нелегальной и поддельной продукции.
 
Основные параметры рынка

В 2010 году в натуральном выражении сокращались продажи водки и пива. Однако натуральная убыль покрылась ростом цен, поэтому по итогам года объем рынка алкоголя в стоимостном выражении вырос на 5%, достигнув 1,2 трлн руб.

В 2011 году по итогам первого квартала показали сокращение продаж такие сегменты как водка и вино. Однако рост в других сегментах и общий рост цен (всех категорий, кроме импортного пива) на алкогольные напитки дают основания прогнозировать, что в 2011 году рынок вырастет на 8,2%.

Сокращение потребления крепкого алкоголя

Сокращение рынка водки, скорее всего, связано с увеличением оборота нелегальной водки и суррогатов, реализуемых вне зарегистрированной розничной торговли. В пользу этого варианта говорит отсутствие аномального увеличение розничной цены на данную продукцию. Также нельзя назвать в качестве причины сокращения потребления водки запрет на ее продажу в ночное время. Он действует лишь с 2010 года, тогда как устойчивое снижение розничных продаж крепкого алкоголя наблюдается непрерывно с 2003 года.

Другой вариант объяснения - изменения в структуре потребления алкогольных напитков. В 2000-е годы заметно и устойчиво росло потребление лишь двух видов алкогольных напитков - пива (до 2008 года) и вина. Однако, во-первых, увеличение потребления вина не могло скомпенсировать сокращение потребления водки, а, во-вторых, рост потребления пива начался задолго до 2003 года (когда началось снижение продаж водки), поэтому прямой связи между этими явлениями нет.

Тем не менее, есть основание полагать, что в 2010 году наблюдалось и реальное сокращение потребления водки, вызванное аномальной жарой. В период с июля по сентябрь 2010 года розничные продажи этой продукции в натуральном выражении были ниже «нормального» прогнозируемого для этих месяцев 2010 года потребления на 8%. В годовом выражении аномальная жара усилила сокращение потребления водки в России на 1,8%, то есть если бы погода была стандартной для этого времени года, то сокращение потребления водки составило бы не 8,7% (как было), а 7%.

Сегментация рынка алкоголя по видам

Большую часть российского рынка алкоголя занимает пиво. Несмотря на сокращение натурального потребления этого напитка в последние годы, в стоимостном выражении его доля увеличивается и в 2010 году составила 45%.

Также растет, но значительно меньшими темпами, доля вина в объеме российского рынка алкоголя. В 2010 году она увеличилась на 0,3% и достигла 17%, из которых 14% - сегмент тихих вин, 3% - сегмент игристых вин.

Растет доля и такого сегмента крепких напитков, как коньяки и виски. В 2010 году она составила порядка 6%. Что касается водки и ликероводочных изделий, то несмотря на рост цен, доля их в структуре российского рынка алкогольной продукции сокращается. Если в 2009 году она составила 34%, то в 2010 году - уже 32%.
 

Более подробную информацию о рынке алкогольной продукции можно получить в исследовании «Российский рынок алкоголя. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group.