Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
4 октября 2011

Российский рынок молока и сливок

В августе 2011 года Отдел маркетинговых исследований рынков аналитического департамента консалтинговой компании Intesco Research Group провёл всестороннее комплексное исследование российского рынка молока и сливок.

Молоко пользуется популярностью практически у всех категорий населения страны, за исключением тех, кто не потребляет ее по медицинским показаниям (таких людей 20% в России). Молоко покупают представители всех возрастных групп вне зависимости от места проживания и уровня дохода. Всего 73% россиян регулярно употребляют его в пищу.

Наиболее популярным среди потребителей является пастеризованное молоко, его предпочитают употреблять 72% покупателей. В два раза меньше потребителей стерилизованного молока. Также на пользуется спросом топленое молоко, которому отдают предпочтение 15% потребителей.
Потребление питьевого молока на одного россиянина растет. В 2010 году оно составило 35,5 литров. Потребление сливок значительно меньше - 0,7 кг в прошлом году.
 
Основные параметры рынка

Согласно маркетинговому исследованию «Российский рынок молока и сливок. Текущая ситуация и прогноз», объём российского рынка питьевого (обработанного промышленным способом) молока в 2007-2010 гг. в натуральном выражении постоянно увеличивался. В 2009 году увеличение составило 3,3%, а в 2010 году, когда наблюдалась засуха и снижение надоев молока, прирост был ещё значительнее - 12,1%.

Почти все питьевое молоко в России представлено продукцией отечественного производства. На ее долю приходится 99,4% совокупного объёма рынка. Доля импортной продукции (без учета молока, произведенного в России, но из импортного сухого сырья) на данном рынке составила 0,6%. Объём российского рынка сливок в указанном году по сравнению с предыдущим вырос на 28,5%.

Доля импортной продукции на российском рынке сливок значительно больше, чем на рынке питьевого молока, она значительно увеличилась и составила 17%.

На российских прилавках в последние годы присутствуют молоко и сливки из таких стран, как Эстония, Финляндия, Польша, Франция, Германия, Литва, Дания и Латвия. По объемам экспортируемого питьевых молока и сливок в Россию лидирует Эстония, её доля превышает 36% российского импорта в натуральном выражении, на втором месте - Финляндия, на третьем - Польша. Стоит отметить, что крупнейшим иностранным поставщиком молочной продукции в Россию является Белоруссия, однако, она экспортирует, преимущественно, сухое молоко, из которого в России уже выпускается молочный напиток. Поэтому в российском импорте питьевого молока Белоруссия не так выражена как другие страны.

Среди стран, которые потребляют российское молоко выделяются, главным образом, страны ближнего зарубежья, в частности, Украина, Казахстан, Абхазия и др.

Реализация молока и сливок

Объём реализации молока в 2010 году в стоимостном выражении вырос на 19,7% и составил 195,5 млрд руб., что было, вызвано как ростом потребления, так и увеличением цены на молоко. Максимальный объём продаж молока в России наблюдается во втором квартале. В третьем квартале обычно происходит снижение цены на молоко, поэтому общий объем розничной торговли в стоимостном выражении также снижается.
 
Крупнейшими региональными рынка питьевого переработанного молока являются Центральный федеральный округ (доля в розничных продажах за 2010 год - 42,%) и Приволжский ФО (17,2%). Наименьший объем розничных продаж молока характерен для Дальневосточного (3%) и Северо-Кавказского (2,6%) федеральных округов. Надо сказать, что в последнем высока доля потребления сырого питьевого молока, надои которого составляют в этом округе 5,5% от общероссийских показателей. Вторым региональным рынком питьевого молока по тем же причинам является Московская область (5,8% розничных продаж по итогам 1 половины 2011 года).

Крупнейшие российские производители молока и сливок

Крупнейшими российскими производителями молока и сливок являются филиалы двух крупнейших молочных холдинга - ОАО «Вимм-Билль-Данн» (ВБД) и ОАО «Компания «Юнимилк». Среди лидеров - «Молочный комбинат Ялуторовский» (Юнимилк), «Тимашевский молочный комбинат» (ВБД), «Молочный комбинат «Липецкий» (Юнимилк), «Аннинское молоко» (ВБД). В сумме на ВБД и Юнимилк пришлось, соответственно, 13 и 10% российского рынка питьевого молока.
Крупнейшим предприятием, не входящим в эти два холдинга, является Останкинский молочный комбинат.

Динамика российского производства молока

Динамика российского производства молока в 2006-2010 гг. была положительной. В 2010 году темп прироста был значительно выше, чем в предыдущие годы. Если в 2006-2009 гг. прирост не превышал 3,5%, то в 2010 году объем выпуска питьевого молока составил почти 5 млн. тонн, то есть на 12% выше, чем в 2009 году.
 
География отечественного производства молока

В структуре российского производства молока в 2010 году 27% продукции было выпущено в Центральном федеральном округе, почти четверть пришлась на предприятия Приволжского ФО. Доля Сибирского округа в данной структуре составила 16,7%. Самая маленькая доля принадлежит Северо-Кавказскому федеральному округу - 1,8%. Как уже говорилось, в этом округе в силу высокой доли сельского населения значительная часть молока потребляется в необработанном сыром виде.

В региональной структуре российского производства молока в 2010 году 40,7% занимали десять крупнейших регионов. Лидерами являются крупнейший сельскохозяйственный регион - Краснодарский край (5,8% российского выпуска в 2010 году) и Москва (5,7%), куда молоко привозят для переработки из других регионов. Также велико производство молока в Красноярском крае, Свердловской, Воронежской и Тюменской областях.

Государственное регулирование отрасли

В 2011 году усиливается государственная поддержка российского молочного рынка. До недавнего времени российские производители молока были обделены вниманием государства, поэтому достаточно долгое время наблюдалось сокращение поголовья молочного стада. Среди факторов, усугубляющих ситуацию в отрасли, наиболее существенными являются рост цен на корма и низкие закупочные цены, что делало молочное производство нерентабельным.

Также необходимость государственной поддержки обуславливается тем, что цикл появления товарного продукта в молочном производстве, в отличии от птицеводства, и свиноводства намного длиннее: корова начинает давать молоко только через два года после своего рождения, а срок окупаемости молочного производства составляет не менее 8-10 лет. 

Сейчас различными госпрограммами предусматривается субсидирование процентных ставок по кредитам, компенсация товаропроизводителям приобретения ГСМ. Предполагается компенсировать затраты на приобретение молодняка и племенного материала. Планируется внесение и поправок в Налоговый кодекс, которые должны освободить владельцев личных подсобных хозяйств от уплаты НДФЛ. Поправки избавят их от налога на приобретение скота и кормов. Результат уже есть. Только по отраслевой целевой программе «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм» в 2009-2010 гг. в разных регионах России построено 311 семейных молочных ферм, а объём производства молока увеличен на 58,4 тыс.тонн.  Среди других мер планируется введение федеральной субсидии на закупку молока в размере 1 рубль за литр. Сейчас такая мера действует лишь в некоторых регионах.

Принимаемые государством меры поддержки животноводов, несомненно, будут стимулировать расширение производства и рост предложения на российском рынке молока и сливок. В целом, рынок молока и сливок находится в ожидании роста предложения кормов, зерна урожая 2012 года и увеличения молочного поголовья крупного рогатого скота.