В общей структуре потребления продовольственных товаров молоко и молочные продукты всегда занимали наибольшую долю по сравнению с другими продуктами. В период с 2001 по 2007 год эта группа продуктов составляла в среднем 39% и демонстрировала положительную динамику, однако темп прироста постепенно снижался.
На протяжении 7 лет наблюдалось неуклонное сокращение потребления молока в чистом виде и увеличение потребления продуктов переработки молока. В результате с 2001 по 2007 год потребление цельного молока в Российской Федерации сократилось на 18,4%. При этом основные продукты переработки молока занимают все более значимые позиции в рационе россиян: потребление кисломолочных продуктов за указанный период выросло на 85%, творога и сырковой массы - на 30% и т.п.
Как показали результаты исследования, проведенного компанией Symbol-marketing, молочная промышленность, имея в качестве сырья сухое молоко, вынуждена была повышать цены на готовую молочную продукцию, так как биржевая стоимость сухого молока увеличилась за последние полгода в три раза.
В 2008 году рост потребительских цен на молочные продукты значительно превзошел показатели аналогичного периода прошлого года. Так, если в начале 2007 года стоимость одного литра цельного пастеризованного молока составляла в среднем 19 руб., то в начале 2008 года его стоимость уже равнялась 25,8 руб.
Увеличение ставок ввозных таможенных пошлин на молочную продукцию даст новый импульс росту цен и, вероятно, приведет к изменению структуры потребления молочных продуктов.