Сегодня рынок лизинга находится на пороге больших перемен. Рынок вновь вернулся к стремительному росту. На нем быстро утверждаются новые игроки, и уже отчетливо видны структурные изменения рынка, вызванные кризисом. Вмешательство государства в 2011 году уже изменило правила игры и в ближайшем будущем грозит изменить их снова. Участники рынка все активнее развивают региональные сети и выходят на новые, ранее не привлекающие значительного интереса сегменты оборудования.
Однако доли старых игроков остаются по-прежнему велики, структура рынка по сегментам оборудования сравнительно устоялась, и обширный приток инвестиций стабилизирующейся экономики дает возможность старым участникам восстановить пошатнувшиеся позиции, используя опыт и налаженные связи на уже знакомом им рынке.
Основные параметры рынка
В 2010 году объем новых контрактов увеличился на 130%, достигнув 725 млрд руб. Столь активный рост был неожиданным для большинства участников рынка, ожидавших, что годовой прирост составит не более 30-40%.
Рынок продолжал оставаться географически централизованным. Москва и Московская область по-прежнему были регионами-лидерами, на которые приходилось более 40% от общего количества контрактов финансового лизинга и около 45% от общей выручки услуг. На долю Санкт-Петербурга и Ленинградской области приходилось еще 14% от общего объема новых сделок и более 28% выручки.
Лидеры рынка
В 2010 году все три лидера рынка только укрепили свои позиции - доля ВЭБ-Лизинг в объеме новых сделок выросла на 5 п.п., Сбербанк Лизинг - на 4 п.п. и ВТБ-Лизинг также на 4 п.п. Доля трёх лидеров в целом выросла до 42%, и ожидается ее дальнейший рост, вызванный, в основном, доступу к дешевым деньгам материнских компаний, а также наличием административного капитала, аналогичного которому нет ни у одной компании, неаффилированной с государственными корпорациями.
Крупнейшие сегменты
В 2010 году железнодорожная техника по-прежнему оставалась крупнейшим сегментом оборудования на рынке, однако ее доля увеличилась с 26% до 39%, резко превысив возможные ожидания. Объем новых сделок продолжает оставаться значительным и в дальнейшем - российские операторы подвижного состава продолжают активное обновление своих парков, стимулируемые активным ростом грузоперевозок и программой развития отрасли.
За ними следовали сегменты авиационной и автомобильной техники, на которые приходилось еще 26% рынка - слегка потерявшие свои позиции во время кризиса, они, однако, также начали быстрое восстановление.
Государственное регулирование
Ускоренная амортизация, одно из наиболее заметных преимуществ лизинга, значимо выделяющее его из рядов других видов инвестиций в основные фонды, кажется находящимся под все более осязаемой угрозой. Пока что законопроект о ее полной отмене лишь обсуждается - и обсуждается он с 2008 года - однако сейчас эта угроза кажется еще более значимой. Период сразу после президентских выборов традиционно является временем непопулярных реформ, и этот период стремительно приближается. Отмена ускоренной амортизации приведет к резкому снижению привлекательности рынка и падению рынка на четверть. Часть лизингополучателей в этих условиях пытается сейчас инвестировать как можно большие средства в обновление основных средств, боясь отмены столь выгодных условий в будущем.
С января 2011 года было отменено ограничение, разрешающее передачу в лизинг исключительно оборудования, предназначенного для ведения предпринимательской деятельности. Хотя это сделало доступным сегмент передачи в лизинг некоторых видов оборудования потребителям, часть участников рынка опасаются, что это был «пряник», за которым последует куда более значительная отмена ускоренной амортизации.
Развитие отрасли
Развитие отрасли и в дальнейшем обещает быть столь же быстрым, и первые результаты видно уже сейчас - по данным опросов, в первом полугодии 2011 года объем новых контрактов вырос вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По оценке аналитиков Intesco Research Group, даже этот рост не привел к пределу насыщения рынка, и в ближайшем будущем мы сможем увидеть примеры еще большего его роста.
Более подробную информацию о рынке лизинга можно получить в исследовании «Российский рынок лизинга. Текущая ситуация и прогноз» компании
Intesco Research Group.