Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
20 октября 2011

Рынок моментальных платежей обошел кризис с ростом в 21 %

По данным исседования компании "Маркет Аналитика", одним из самых востребованных среди населения и успешно миновавший кризис стал рынок моментальных платежей.  В последние годы можно отметить динамичный рост средней суммы платежа, улучшение качества предоставляемых услуг и понижение доли платежей в пользу мобильных операторов. Причиной популярности такого вида расчета, в основном, является шаговая доступность платежных терминалов и возможность быстрой оплаты сразу нескольких услуг.

Первые платежные терминалы начали свою историю в 2002-2003 году в России, когда аналогов этому изобретению за рубежом еще не было, что позволило заполнить этот сегмент отечественным производством.  Однако в  середине 2000-х годов рынок активно начинает заполняться игровыми аппаратами, производителям которых быстро пришлось сменить квалификацию после запрета на игорный бизнес. Благодаря внезапно возросшему  интересу, цены на терминалы заметно снизились, что позволило производителям самим развивать сети по приему моментальных платежей.

Сегодня предложение на платежные терминалы все еще превышает спрос. Однако количество вновь установленных аппаратов начинает сокращаться, а мест с хорошей проходимостью становится и вовсе становится меньше. В данный момент в России установлено более 200 000 терминалов, большая часть которых работает по агентской модели. Это значит, что терминал  устанавливается на арендованной площади, и владелец обслуживает его за свой счет.

Однако, чем больше количество установленных терминалов, тем меньше прибыли приносит один аппарат. Поэтому более крупные компании начинают вытеснять более мелкие. К смежным отраслям моментальных платежей относят Рынок банковских карт, мобильные платежи и интернет-банкинг.

Совокупный оборот платежных транзакций через банковские карты по итогам 2010 года насчитывает около 12,41 трлн. рублей  и только 11% всего объема операций приходится на оплату товаров и услуг, что является показателем невысокой популярности данного вида платежа среди граждан РФ.

Мобильными платежами, оплатой посредством телефонной связи, уже активно пользуются многие абоненты. Однако это направление имеет еще большие перспективы. По мнению аналитиков, более глубокое внедрение мобильных платежей в системы оплаты позволит значительно увеличить выручку от продажи услуг. И уже к концу 2011 году общий объем платежных транзакций с помощью мобильных телефонов должен превысить $37 млрд. 

Интернет-банкинг предлагает услуги удаленного доступа для управления счетом на сайте банка через Интернет. Обслуживание и подключение в данных системах, как правило, предоставляется бесплатно. В нашей стране таким сервисом уже пользуются около 2,5 - 3 млн человек, хотя всего 10 лет назад клиентов было не более 300 тыс. Сегодня можно отметить ежегодный рост числа клиентов, использующих данные услуги, на 40%.

Сами участники рынка считают, что за счет более активного размещения рекламы, потенциальная емкость может составлять более $100 млрд. Сегодня основная задача - это популяризация данного вида оплаты среди всех возрастных групп, расширение спектра предлагаемых  услуг и  увеличение суммы платежей за счет доверия потребителей и улучшения качества услуг.