Падение спроса на гофротару в отраслях-потребителях привело к снижению объемов выпуска, падению цен и обострению конкуренции. Кризис наглядно показал, что объем строительства и инвестиций в отрасль был во многом чрезмерен.
Рынок гофроупаковки России в период до кризиса характеризовался стабильной динамикой развития и постоянным ростом спроса. Темпы роста объемов производства гофротары в России в период до 2008 года не опускались ниже 12% в год. В 2008 году выпуск гофротары превысил 2,8 млрд. м2, что на две трети больше, чем в 2004 году. Цены на гофротару за четыре года, в период с 2004-го по 2008-ой выросли на треть, что в совокупности с ростом объема выпуска привело к увеличению объемов производства в стоимостном выражении более чем в 2 раза.
Финансовый кризис и связанное с ним общее падение производства в РФ переломили эту тенденцию. В 2009 году потребление гофротары в стране снизилось на 10%, а в 2010 году – еще на 1%. К тому же он обострил основную проблему производителей гофротары – обеспечение сырьем. Однако, в связи с ростом цен на упаковку, это не помешало рынку показать положительную динамику в денежном выражении.
Для рынка гофроупаковки России характерна значительная концентрация производственных мощностей в холдингах. Более четверти рынка приходится на трех основных игроков, объединяющих 7 фабрик, «ГОТЭК», «Стора Энсо» и Набережно-Челнинский КБК. Две трети упаковки из гофрокартона в стране производится на 26 фабриках, 16 из которых входят в состав групп или холдингов. В пятерку крупнейших производителей гофроупаковки по итогам 2010 года вошли: Набережно-Челнинский КБК, ЗАО «ГОТЭК», «Стора Энсо Балабаново», ЗАО «Гофрон» и ООО «Пермский картон».
Основными потребителями гофроупаковки в России по-прежнему остаются отрасли пищевой промышленности, среди которых особо выделяются производители молочной, мясной и алкогольной продукции, а также консервов и кондитерских изделий.
Внешнеторговый оборот гофропродукции, в сравнении с объемами внутреннего производства, ничтожно мал. Так доля объемов экспорта находится на уровне 0,6-0,9% от объемов производства внутри страны, а доля импорта составляет около 2%. Такие низкие цифры объясняются нерентабельностью поставки гофропродукции на расстояния свыше 500 км.
По оценке «Экспресс-Обзор», в 2010 году рынок гофроупаковки миновал стадию стагнации. Дальнейшее развитие отрасли будет проходить под знаком постепенного восстановления объемов и структуры спроса, а также роста цен на гофроупаковку, вызванного ростом стоимости сырья и энергоносителей.