Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
9 ноября 2011

Цемент. Растущий спрос на рынке базового строительного материала

Новый рост цен на цемент

В исследовании, проведенном компанией Intesco Research Group, «Российский и мировой рынок цемента. Текущая ситуация и прогноз» увеличение цены российских производителей на цемент в 2011 году прогнозируется на уровне 13%. В августе 2010 года средняя отпускная цена на цемент достигла 2,9 тыс. руб/ тонн. По сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года она увеличилась на 30%. Наметившийся тренд на увеличение стоимости данного строительного материала повторяет динамику 2007 года. Рост цен на цемент в 2007-2008 году обусловил возникновение «цементного кризиса», который повлек дефицит материала на строительном рынке. Существенное влияние на выход из «цементного кризиса» оказали импортные поставки дешевой турецкой и китайской продукции.

Стоит отметить, что мировое производство цемента даже в период глобального финансово-экономического кризиса сохранило положительную динамику, замедлившись только в 2008 году. Благодаря росту производства в Китае, Индии, было компенсировало падение объемов в Америке и странах Европы.

Потребление цемента в России в последние годы связано с высокими темпами строительства, подготовкой к Универсиаде и Олимпиаде. Несмотря на рост отечественного производства, удовлетворить растущий спрос призваны и зарубежные производители.

Логистика на российском рынке цемента

Рост цен на российском рынке обусловлен не только производственными показателями отрасли и внешнеторговыми операциями, но и логистической составляющей. В России достаточно напряженная ситуация с цементовозами, ощущается их острая нехватка. С наступлением летнего периода, на который традиционно приходится сезонное увеличение грузооборота, стоимость доставки грузов (плата за вагоны, провозная плата) существенно увеличивается. В зависимости от направления цена перевозки в 2011 году по отношению к 2009 году повысилась на 30-100%. Вследствие проблем с доступностью цементовозов, рекордно выросла доля автотранспорта в перевозках цемента. В середине 2011 года автотранспортом было перевезено около 40% всего произведенного в стране цемента, тогда как обычно доля автоцемента не превышала третьей части от общей структуры перевозок.

Государственное регулирование цементного рынка

В 2008 году государственная мера по отмене пошлины на ввоз цемента на российский рынок была нацелена в первую очередь на потребителя, на удовлетворение строительного рынка. В последние же годы внимание обращено к производителям. Одна из важнейших стратегических задач России, которую поставил президент Дмитрий Медведев - сократить к 2020 году энергоёмкость отечественной экономики на 40%. Цементная промышленность, в которой потребляется довольно большой объем энергоресурсов, может значительно снизить удельное потребление энергии в ближайшем будущем. Вводимые в последние годы в эксплуатацию новые мощности заводов, в основном уже ориентированы на производство продукции сухим способом.

Перспективы развития отрасли

Крупнейшими игроками цементной промышленности в России являются холдинги «Евроцемент групп», «Сибирский цемент». Усилились позиций самостоятельных заводов - «Новоросцемент», «Мордовцемент», «Себряковцемент», расположенных в Южном и Приволжском федеральных округах. На российском цементном рынке также работают транснациональные производители цемента: французская Lafarge, германская Dyckerhoff и швейцарская Holcim.

В ближайшие годы большинство компаний намерены расширять производство: на период 2013-2020 гг. заявлено о строительстве более 25 новых цементных заводов. Усилить свои позиции собирается «БазэлЦемент», который представил проект на строительство завода в Краснодарском крае. В перспективе компания планирует занять в структуре российского рынка около 10%.

Таким образом, отечественное производство «серого вещества» будет расти, и значит, даже при высоких темпах роста потребления кризисного роста цен на продукт можно будет избежать.