Добыча и переработка торфа в мире является высокорентабельным и перспективным видом бизнеса. Рентабельность производства колеблется в среднем от 30 до 40% годовых. Торф может использоваться в различных областях народного хозяйства - в сельском хозяйстве, химии, медицине, нефтепереработке, экологии, топливной промышленности и т. д. Особенно выгодно использование торфа в качестве топлива: стоимость 1 Гкал, полученной от сжигания торфа, ниже, чем у всех других видов топлива, кроме газа.
Помимо энергетического направления использования торфа, в последнее время широкое развитие получило сельскохозяйственное применение торфа, зарекомендовавшего себя как ценный органический материал. Торф является также предметом экспорта. Мировая потребность в торфе имеет четко выраженную тенденцию к неуклонному росту. Крупнейшими потребителями торфа являются Япония, США, страны Европы и Ближнего Востока, а также другие страны, в которых развернуты работы по повышению плодородия почв, предотвращению эрозии земель, осуществлению экологических программ.
Россия имеет oгpoмныe ресурсы торфа (разведанные и прогнозные -156,8 млрд т), которые составляют 31,4% от мировых и обеспечивают РФ 1-е место по их запасам, но в нашей стране запасы торфа в настоящее время практически их не используются. Так, согласно данным Геологического фонда (2001 г.) добыча торфа в 2000 году составила 6,9 млн т. Разработка велась на 905 торфяных месторождениях, в то время как на 01.01.1988 г. эксплуатировалось 2063 торфяных месторождения и добывалось 30,5 млн т торфа. Согласно исследованию, проведенному компанией МА «Навигатор», добыча торфа в 2008 году составила 1 559 638 тонн.
Несмотря на все сложности в торфяной промышленности, отдельным предприятиям все же удается находить выход из этой непростой ситуации. Одной из главных задач, стоящей перед торфопредприятиями, является расширение рынков сбыта, его объема, усиление конкурентоспособности продукции. Торфяной продукт может быть успешно использован как местное энергетическое и коммунально-бытовое топливо, в том числе в совокупности с новыми разработанными видами топлива на основе отходов деревообработки. Такой опыт использования новых видов топлива уже внедряется в России, в том числе в тех населенных пунктах, куда доставка привозных мазута и угля обходится региональным бюджетам дороже, чем местное торфяное топливо.