Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
21 ноября 2011

Инновации – путь к развитию рынка жестяной тары

Сегмент металлической упаковки, как в мире, так и в России, занимает около 10% рынка тары и упаковки. В настоящий момент в индустрии консервированных продуктов преобладают два типа материалов: алюминиевая упаковка и жестяная. Алюминиевая упаковка, которая считается более совершенной, наиболее применима в пищевом премиум-сегменте, жестяная - в пищевом низшем и среднем сегментах и в непищевом секторе.  К такому выводу пришли эксперты ИА КредИнформ, проведя исследование на тему «Рынок потребительской жестяной тары и упаковки в России».

Кроме того, большинство отечественных производителей упаковки из белой жести, а также предприятия, располагающие собственными линиями по фасовке в жестяную тару (≈30% от общего числа производителей продуктов питания), используют сильно устаревшее оборудование. Сейчас на рынке существует сравнительно небольшое число предприятий - производителей, которые производят современные типы жестяной тары с повышенными потребительскими свойствами.

С середины 2000-х годов начали расти сегменты по производству специальных продуктов питания высоких ценовых категорий, для упаковки которых традиционно используется высококачественная жестяная тара. К таким продуктам относятся элитные группы чая, кондитерских изделий, шоколада, выпечки и других, причем их доля в общем объеме рынка увеличивается. Это говорит о росте потенциала спроса на современную качественную упаковку из жести.

В России большинство предприятий всё ещё используют паяные жестяные банки, которые могут нанести вред продукту. Производство современных жестяных банок в России началось в 2002 году, когда первое производство по производству современных жестяных банок было открыто в Калининградской области. Однако, в отличие от европейских стран, где используется исключительно жестяная банка со сварным швом, в России от 30 до 50% консервов в зависимости от региона по-прежнему фасуется в паяную. Это происходит из-за потребности предприятий в экономии или даже в силу привычки.

Паяную жестебанку делают небольшие предприятия по изготовлению металлической упаковки с объемом производства не более 300 тыс. банок в месяц. Они удовлетворяют потребности малых региональных мясоперерабатывающих комбинатов и цехов, доля которых в целом по стране пока еще существенна. Лидирующие производители жестяной банки давно отказались от устаревшей технологии, но они, как правило, работают с крупными клиентами (объем заказа - более 500 тыс. банок). И если сейчас в российской консервной промышленности ввести запрет на производство паяной банки, то во многих регионах сразу возникнет острый дефицит на жестяную упаковку, тем более что в некоторых местах он и так уже существует.

В России, к сожалению, только крупнейшие производители консервированных продуктов стали задумываться над качеством своей продукции, работать в направлении повышения потребительских свойств своих продуктов. При развитии этой тенденции видится, что со временем отечественные производители консервированных продуктов оценят высокие потребительские качества алюминиевой упаковки и начнут ее использовать в большем количестве.

В настоящее время сложно прогнозировать развитие рынка даже на ближайшее время. Производители заявляют, что восстановление рынка жестебанки будет зависеть не только от развития ситуации в консервной промышленности, но и от интенсивности возврата к жестебанке покупателей, которые в связи со сложной экономической ситуацией перешли на более дешёвые виды упаковки. По мнению некоторых экспертов, в 2010 году наблюдалась некоторая стабилизация на рынке, после которой можно ожидать небольшой рост.

Дальнейшее развитие упаковки из белой жести будут определять европейские производители, так как европейский уровень технологий и разработок в этой области гораздо выше отечественного. Основные тенденции последующих лет заключаются в утончении белой жести, снижении веса консервных банок, комбинировании этого материала с другими упаковочными материалами, экспериментах с формами банок, упрощении штамповки консервов и увеличении доли вторично используемого сырья.