Кризис серьезно повлиял на состояние кирпичной отрасли: ушло большое количество игроков, произошло перераспределение позиций регионов в рейтинге основных производителей кирпича, падение популярности кирпича как строительного материала (по динамике выпуска продукции кирпич уступает многим другим видам стройматериалов, в частности, стеновым блокам и бетону). Также наблюдалось снижение цен на продукцию. В условиях кризиса многие предприятия стали следовать стратегии сокращения издержек, на динамику повлияло и отсутствие какой-либо модернизации и строительства новых заводов по производству кирпича, несмотря на то, что российские заводы остро нуждаются в техническом перевооружении.
Эксперты видят будущее рынка в развитии индивидуального строительства. При этом последние статистические данные показывают, что на рынке происходит смещение спроса от силикатного и шлакового кирпича в сторону керамического кирпича: за 5 лет доля керамического кирпича выросла почти на 15 процентных пунктов. Керамический кирпич считается более надежным материалом.
Одной из ключевых особенностей рынка кирпича является его локальность: в каждом регионе свои лидеры, что связано с привязанностью предприятий к источникам сырья. Всего на территории России действует около 700 кирпичных производителей. При этом за время кризиса с рынка ушло, по разным оценкам, порядка 300-450 компаний. Главной проблемой игроков рынка является недостаток инвестиций и необходимость обновления технологической базы. Износ производственных мощностей в отрасли достигает более 50%.
Лидирующими регионами по количеству произведенной продукции являются Центральный и Приволжский федеральные округа. В 2010 году на них в сумме пришлось более 50% общероссийского производства. Такой отрыв от других округов связан с высокими темпами строительства в этих регионах.
По прогнозу «Экспресс-Обзор», в 2011-2013 гг. ожидается умеренный рост рынка (до 10%) ежегодно, а возврат к докризисным объемам - не ранее 2014 г.