Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
8 декабря 2011

Российская карьерная техника на мировом рынке отстает от зарубежных аналогов по всем фронтам

Мировой рынок карьерной техники находится под влиянием большого количества факторов, определяющих его конъюнктуру. В первую очередь, это состояние и тенденции развития горнодобывающей промышленности по всему миру. В зависимости от того, в каком регионе активизируется геологоразведочная и добывающая деятельность, компании-производители карьерной техники переносят или расширяют свои мощности, разрабатывают новые технические спецификации оборудования, изменяют параметры сервисной сети.

Большинство компаний, работающих на рынках карьерных экскаваторов, самосвалов, тяжелых погрузчиков и бульдозеров тяготеют к размещению предприятий в азиатском регионе, где очень активно развивается добывающая индустрия. На сегодняшний день 30 компаний из 48 рассмотренных в обзоре «Карьерная техника мировых и российских производителей» (ИА КредИнформ) имеют производственные предприятия в Китае, 15 компаний - в США, 10 компаний - в Индии. Также производство карьерной техники локализовано в Германии (7 компаний), Бразилии (6), Южной Корее (3), Великобритании (3), ЮАР (2).

Высокий спрос на карьерную технику обеспечивают также страны Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока. Все большую активность в разработке недр проявляют компании, оперирующие на рынке южной Африки. Именно там (в особенности в ЮАР) намечено к разведыванию и разработке в течение ближайших 10-15 лет большое количество месторождений угля, алмазов, бокситов и никеля.

Размещение производственных мощностей по выпуску карьерной техники безусловно тяготеет к тем регионам, в которых существует устойчивый спрос на нее, однако существует несколько факторов, необходимых для успешного функционирования производств. Высокое значение имеет при размещении предприятий достаточный ресурсный потенциал (металлургия). Для обеспечения высокого качества производства элементов и сборки необходимо предложение квалифицированной рабочей силы. Особенно это связано с ростом использования высокотехнологичных электронных составляющих, необходимых для управления и диагностики техники.

Кроме того, высокий уровень роботизации производств требует инженерных навыков от операторов. Именно отсутствие высококвалифицированных молодых операторов карьерной техники в России участники рынка называют основной проблемой со стороны спроса, поскольку в течение ближайших 10-20 лет действующие кадровые ресурсы могут быть истощены без адекватного восполнения.

На некоторые рынки целесообразно выходить посредством организации совместных производств с местными действующими предприятиями - преимущественно для упрощения обхода таможенных ограничений. В России примерами такого сотрудничества выступают американская Powerplus и Кировский завод. В Китае с гигантом XCMG сотрудничают такие гиганты, как Caterpillar, Liebherr, Thyssen Krupp (суммарно 14 совместных производств). John Deere в Китае сотрудничает в рамках СП Xuzhou XCG John Deere Machinery Manufacturing Company (производство экскаваторов). Итальянское Perlini Equipment сотрудничает с Volvo CE и Randon. Компания Terberg имеет СП в Малайзии по производству тракторов.

Наиболее многопрофильными компаниями, оперирующими более чем в четырех сегментах рынка карьерной техники, являются Caterpillar (6 сегментов), Komatsu, Liebherr, CNH, BELM (5), Hitachi Construction Machinery, Terex, John Deere, Powerplus (4). Причем Caterpilar, как безусловный лидер рынка, расширяет свое присутствие и модельный ряд в том числе за счет поглощения компаний-конкурентов. Так, в 2011 году гигант приобрел активы компании Bucyrus (лидер рынка по выпуску драглайнов), в которую уже входил один из основных производителей гидравлических карьерных экскаваторов Terex O&K.

Российские, украинские и белорусские компании за редким исключением представлены только на территории СНГ. По мнению участников отрасли, это связано в первую очередь с тем, что представители этих государств традиционно привержены отечественной технике, так как она отличается относительно низкой ценой, широкой географией распространения запчастей, а также легкостью ремонта в полевых условиях (поскольку техника не оснащена большим количеством электроники).

Вместе с тем, качество отечественной продукции, как заявляют пользователи карьерной техники на различных отраслевых форумах, не позволяет ей конкурировать с иностранными аналогами. Во-первых, поскольку преимущественно российские и украинские предприятия выпускают технику на базе разработанных более 20 лет назад моделей, которые в дальнейшем модифицируются без революционных нововведений. Также отмечается недостаточность использования электроники для облегчения труда на карьерных машинах. В целом, высказываются мнения о том, что условия работы на отечественной технике по сравнению с техникой производства Японии, США, Южной Кореи неудовлетворительны, однако компенсируются низкой ценой покупки и эксплуатации.

Исключениями в данном случае выступает несколько компаний, представленных и востребованных в том числе за пределами СНГ. В первую очередь, к ним относится продукция ПО БелАЗ, карьерные самосвалы которого широко представлены на карьерах по всему миру. В Россию направляется 70% его продукции, остальные поставляются в Украину, Казахстан, Китай, Иран, Боснию и Герцеговину, Венесуэлу, Польшу, страны Балтии, пр.

ЗАО ЧСДМ поставляет свою продукцию в том числе в такие страны, как Молдова, Болгария, Сербия, Румыния, страны Балтии, Саудовская Аравия, а также в Латинскую Америку и Африку.

Продукция Ижорских заводов представлена помимо СНГ в Эстонии, Монголии, Китае, Индии, Корее, Вьетнаме и Иране. ЧТЗ-Уралтрак направляет свою технику в Молдову, Судан, Афганистан, Вьетнам, Монголию, Индию, Вьетнам, Болгарию, Венгрию, Литву, Эстонию, Польшу, Чехию, Сербию. Торговая марка Четра (концерн Тракторные Заводы) представлена в том числе в Индии. ОАО Амкодор заявляет о поставках в Венесуэлу, Индию, Ливию, Румынию, Болгарию, ЮАР и Непал. ЗАО Дормаш говорит о присутствии своей продукции в 40 странах мира.

Анализ внешнеторгового оборота карьерной техники свидетельствует о том, что карьерная техника, импортируемая в Россию (в том числе б/у) по показателям эксплуатационной массы почти на порядок превосходят экспортируемые из России образцы. Этот факт говорит о том, что тяжелое машиностроение, бывшее некогда визитной карточкой СССР, на сегодняшний день не является конкурентным преимуществом страны, причем даже российские пользователи все больше тяготеют к иностранным карьерным машинам.