Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
15 декабря 2011

Будущее российского гостиничного бизнеса

Ретроспектива российского рынка гостиниц

Количество средств размещения в России после распада СССР сокращалось вплоть до 2002 года, снизившись до 3,9 тыс. Максимальная убыль числа заведений наблюдалась в 1998 году, когда их число снизилось на 15%.

Однако с 2003 года видимо достигнув дна, численность средств размещения начала восстанавливаться после кризиса 1990-х годов. В 2005 году в России был бум открытия новых отелей и гостиниц, в результате чего их число увеличилось на 19% и достигло 4,8 тыс. В 2010 году этот показатель вырос еще на 6% и, в итоге, превысил докризисный советский уровень.

Если количество гостиниц и других средств размещения начало расти лишь с 2003 года, то доходы предприятий данного сектора экономики росли, начиная с 2002 года. Другими словами, рост доходности гостиничного бизнеса отразился на количестве средств размещения спустя год.

Суммарный доход гостиниц и других средств размещения продолжался вплоть до 2008 года, когда он достиг 120 млрд руб. в текущих ценах или 100 млрд руб. в ценах 2000 года. Таким образом, за восемь лет объем гостиничного рынка увеличился в 5 раз.

В 2009 году доходы гостиничного сектора сократились в текущих ценах на 18,9%. В ценах 2008 года спад был на 10% выше. То есть реальное сокращение доходов гостиниц и аналогичных средств размещения в кризис составило 29%.

В 2010 году рынок гостиниц вновь начал расти. Прирост доходов составил в текущих ценах 17,7%, или 12% - без учета инфляции. Если произвести расчет доходов гостиничного сектора в ценах 2000 года, то в результате получится, что в 2010 году данный показатель превысил значения предкризисного 2008 года.

Итоги прошлого и тенденции будущего десятилетия

Минувшее десятилетие было для российской сферы услуг, в частности для гостиничного сектора, довольно благоприятным. Как уже было сказано, кризис 2009 года, конечно, привел к сокращению доходов предприятий данной отрасли, но уже в 2010 году его последствия были преодолены.

За 10 лет в Россию пришло множество международных операторов, были реконструированы старые гостиницы и отели, было построено множество новых. Важным элементом развития гостиничного бизнеса был рост популярности мини-отелей. Таким образом, можно сказать, что в 2000-е годы произошла коренная перестройка всей сферы гостеприимства.

Лидерами практически по всем показателям направлениям, естественно, были крупнейшие города России, прежде всего, Москва и Санкт-Петербург. Москва выделялась и выделяется тенденцией к развитию крупномасштабного формата гостиниц и отелей, Санкт-Петербург - российская колыбель малого гостиничного бизнеса. Помимо столиц значительные успехи рассматриваемой отрасли следует отметить в Сочи и Калининграде - значимых туристических центрах России.

В настоящее время порядка 70% рынка гостиниц приходится на две столицы, тем не менее, важной тенденцией сейчас является региональное развитие данного бизнеса.

Помимо роста региональной составляющей гостиничного сектора, тенденцией, которая будет определять развитие ближайшее десятилетия, является повышение эффективности государственного регулирования отрасли, утверждение новых стандартов, что, в итоге, должно привести к качественному улучшению обслуживания постояльцев.

Более подробную информацию Вы можете найти в работе Intesco Research Group «Бизнес-план гостиницы - 2011 (с финансовой моделью)»