Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
20 декабря 2011

Автомобили ЗИЛ. Снова в продаже

В августе Завод имени Лихачева после нескольких месяцев простоя вновь запустил главный конвейер. О том, как предприятие собирается восстанавливать свои рыночные позиции, мы попросили рассказать Александра Воронковича, заместителя директора ООО «ЗИЛАвтоТехнология» - компании, на которую возложены функции по реализации выпускаемой ЗИЛом продукции.

- Александр Владимирович, как Вы оказались на позиции одного из руководителей компании ООО «ЗИЛАвтоТехнология»? Чем занимались до этого?

- В автомобильном бизнесе я достаточно давно, с 2000 года. За свою карьеру успел поработать и руководителем нескольких дилерских центров и на руководящих постах компаний-импортеров. Правда, моя деятельность  была связана с реализацией легковых автомобилей. В компанию «ЗИЛАвтоТехнология» был приглашен в июне этого года.

- Все-таки у бизнеса по продаже грузовиков своя специфика. К тому же ЗИЛ оказался в кризисной ситуации, выход из которой - непростая задача, требующая особого антикризисного управления.

-  В большинстве своем мой предыдущий опыт и проекты были связаны с антикризисным управлением: где-то требовалось начинать бизнес с нуля в условиях жесткой конкуренции, где-то заниматься оздоровлением попавшей в непростую экономическую ситуацию компании. Кроме того, я считаю, что в легковом бизнесе я реализовал себя полностью, тогда как восстановление сбытовой структуры грузовых автомобилей ЗИЛ - профессионально интересная, во многом амбициозная задача. В любом случае, оздоровление предприятия - это комплексная задача профессиональной управленческой команды, каждый участник которой выполняет поставленные перед ним задачи, стремясь к общей большой цели.

- Что представляет собой ООО «ЗИЛАвтоТехнология»? Какие задачи возложены на компанию?

- ООО «ЗИЛАвтоТехнология» приняла на себя часть основных функций Торгового Дома АМО ЗИЛ. При этом основная задача компании - организация и восстановление системы сбыта выпускаемых головным заводом и его филиалами автомобилей и комплектующих. Мы активно занимаемся выстраиванием эффективной дилерской сети, на основании использования проверенных на практике достижений менеджмен­та:  гибкой тактики реализации, применении со­временных бизнес-технологий, систем планирования, маркетинга, взаимодействии с банками, лизинговыми компаниями, кредиторами, должниками. Особое внимание уделяется контролю своевременного выполнения заявок дилеров на поставку необходимой им автотехники и запчастей, развитию поставок комплектующих нашим партнерам.

Принципиальное отличие ООО «ЗИЛАвтоТехнология» от той структуры сбыта, что существовала до прихода на завод новой управленческой команды в том, что   ранее продажи на внутренний рынок, на экспорт и по федеральным или корпоративным заказам осуществлялись тремя независимыми подразделениями, теперь же все они объединены воедино. Единая система управления сбытом позволила нам значительно повысить эффективность и рациональность  работы и позволяет избежать ситуаций, когда, к примеру, на федеральных торгах Торговый Дом боролся за заказ со своими же дилерами.  Явными преимуществами реструктуризации бизнес-процесса стало также и то, что теперь мы способны более эффективно комуницировать с дилерами, предлагать  и гарантировать им коммерчески выгодные условия поставок, централизованную маркетинговую поддержку продукции предприятия, контролировать сроки и делать максимум возможного для  развития честных и долгосрочных партнерских отношений.

­- Сильно ли дилерская сеть ЗИЛа пострадала в результате многомесячного простоя завода?

- С дилерами, которые специализируются на продаже запчастей, работа не прекращалась даже тогда, когда завод остановился, и подавляющее большинство из них как сотрудничало, так и продолжает сотрудничать с нами. А вот ситуация с теми, кто занимался реализацией автотехники, отличается от ситуации выстраивания розничной сбытовой сети с нуля пожалуй лишь сохранившейся у нас базой тех компаний, которые ранее продавали технику ЗИЛ: благодаря этому мы знаем, в какие двери стучаться в первую очередь.

- За счет чего возвращаете дилеров?

- На данном этапе было бы неправильным требовать от дилеров выкупать у завода определенный объем техники или делать серьезные инвестиции в ее продвижение на рынок. Мы не против того, что наравне с автомобилями ЗИЛ дилеры будут продолжать продавать аналоги других марок. При этом дилерам предлагаются  интересные финансовые условия, то есть они могут зарабатывать на наших грузовиках существенно больше, чем прежде. Единственное, что мы требуем от наших партнеров сегодня, так это активности, чтобы они реально искали заказчиков, работали с ними, а не просто формально числились в списках. На данном этапе нам очень важно понять, кто из дилеров действительно хочет идти с ЗИЛом дальше, а кто нет. А введение определенных стандартов дилерской работы - это уже следующий этап ближайшего будущего.

- Планируется ли развивать поставки комплектующих на первичный рынок? Ведь ЗИЛ делает мосты для ПАЗа, коробки передач для МАЗа...

- Данное направление имеет хорошие перспективы. Более того, если раньше наши филиалы изготавливали комплектующие в основном для самого ЗИЛа, то теперь ЗИЛ становится лишь одним из их заказчиков, главный же потребитель - сторонние компании. Причем не только автомобилестроительные: хорошо развитые и оснащенные литейное, штамповое, механообрабатывающее производства позволили нам начать выполнять заказы, к примеру, РЖД или различных ремонтных предприятий.

- Какое место должны занять автомобили ЗИЛ на российском рынке коммерческой техники в ближайшей перспективе?

-Продукция завода ЗИЛ должна вернуться и постоянно присутствовать в тех рыночных сегментах, где его автомобили всегда были востребованы. Речь идет, прежде всего, о различных коммунальных, дорожно-уборочных и аварийно-ремонтных машинах, автовышках, среднетоннажных самосвалах и пожарных автомобилях. Сегодня остается еще немало автохозяйств, где традиционно существует база для их технического обслуживания и ремонта. Такие автохозяйства готовы и дальше приобретать нашу технику. Но при условии, что она сохранит свои традиционно сильные стороны: низкую стоимость покупки и последующей эксплуатации, неприхотливость и ремонтопригодность, что важно в тех регионах, где по объективным причинам сложно организовать фирменное сервисное обслуживание.

- Большинство представленных на российском рынке крупных автопроизводителей предлагают заказчикам собственные финансовые инструменты для приобретения выпускаемых автомобилей. Не собирается ли ЗИЛ к ним присоединиться?

- Да, сейчас мы готовим к запуску собственную программу по финансированию приобретения выпускаемой заводом техники, которая будет единой на территории всей страны. Предполагается, что данная программа начнет работать уже в первой половине 2012 года. Уверен, что наши усилия не окажутся напрасными, и автомобили ЗИЛ будут интересны заказчикам ничуть не меньше, чем аналоги прочих производителей. Главное, что у старейшего автозавода страны есть немалый потенциал, чтобы вновь занять свое место на российском рынке коммерческой автотехники, и мы знаем, как этот потенциал реализовать.

Константин Закурдаев