Агентство РБК Исследования рынков приступило к обновлению серии обзоров, посвященных анализу ситуации на рынке общественного питания. Опрос потребителей и ведущих игроков рынка не первый год позволяет нам объективно оценить текущие тренды и тенденции, предоставляя актуальную и независимую статистику сотням компаний отрасли. В рамках подготовки новой серии обзоров рынка общественного питания экспертным мнением о развитии и перспективах отрасли, а также планами на 2017 год поделился Алексей Васильчук, совладелец холдинга RESTart, куда входят такие проекты, как группа ресторанов Чайхона №1, кулинарные студии Live Kitchen, 354, Steak IT Easy, OBED BUFET, Чайхона Easy, Pizzelove и т.д.:
РБК Исследования рынков: По результатам 2016 года на некоторых рынках уже отмечается замедление темпов падения. В этой связи, как вы оцениваете состояние ресторанного бизнеса? Каким для Вас был прошедший 2016 год? Довольны ли финансовыми показателями, достигнутыми по итогам года?
На рынке общественного питания я не вижу спада, а, наоборот, вижу тенденции роста, по крайней мере, если мы говорим о Москве. Люди привыкают питаться вне дома. В целом есть положительная динамика на рынке. Если судить по нашим проектам, которых на данный момент больше 70, мы не видим падения, мы видим либо стагнацию, либо рост. Открывается много новых концепций, мы сами в этом году открыли много новых проектов и у них есть востребованность. Может быть, конечно, это говорит об удачном выборе концепции и локации, а может быть это показатель рынка в целом. Да, экономические показатель с точки зрения рентабельности бизнеса упали, вырос курс, выросли затраты на закупки, аренда. Посещаемость не упала. Мы видим падение среднего чека, но увеличение посещений.
РБК Исследования рынков: Заметили ли Вы изменения в потребительском поведении Вашей аудитории в 2016 году? Какие меры предпринимались для активизации потребительского спроса? Насколько они оказались эффективными?
Средний чек упал. Люди стали смотреть на цены, возможность заработка у многих уменьшилась. Мы стали открывать больше лояльных, демократичных концепций, таких как Steak It Easy, Чайхона Easy, OBED BUFET. Но и в таких концепциях как, например, ресторан Ruski, который относится к премиальному сегменту, мы выбрали лояльную ценовую политику и многие могут позволить себе тут побывать.
РБК Исследования рынков: Как Вы оцениваете успехи и перспективы импортозамещения на рынке в целом и в рамках Вашего бизнеса в частности?
Я считаю, что здесь много положительных факторов. Есть такие продукты, которые страна ранее не производила, а когда появилась такая необходимость, то оказалось, что мы вполне конкурентоспособны. Оказывается, к примеру, что местная буррата вовсе не хуже, чем итальянская. Далее производители мяса, такие, к примеру, как «Мираторг» дают продукцию абсолютно европейского качества. Объема производства пока что не хватает всему рынку и цена соответственно из-за этого немного завышена. К качеству претензий никаких нет. Есть, конечно, такие вещи, которые трудно заменить, оливки, например. На это влияет чисто географический фактор.
РБК Исследования рынков: Какие кулинарные тренды получили развитие в прошедшем году?
В прошлом году стал сильно развиваться рынок русской кухни и это приятно. Мы даже на своем проекте понимаем, что это очень востребовано. Иностранные гости безусловно проявляют интерес. Далее, это тренд на бургеры. Они на пике популярности, мы развиваем проект Burger Heroes, и он довольно успешен. Я думаю, что в этом году будет востребована «мексика», гавайская кухня. Этот год точно увеличит гастрономическую палитру кухнями со всего мира.
РБК Исследования рынков: Насколько перспективным Вы видите размещение ресторанов в ТЦ в сравнении со street-ритейлом? Какие факторы расположения Вы рассматриваете в качестве ключевых для обеспечения необходимого трафика и прибыльности?
Один из залогов успеха - это выбор локации. Успешные ТЦ генерят трафик. Люди приходят не только в рестораны, но и для того, чтобы получить дополнительные опции, в виде кино, шоппинга. Конечно, им нужны места, где можно отдохнуть, расслабиться, вкусно поесть. Мы стали одними из первых заходить в ТЦ еще около 10 лет назад с брендом Чайхона №1, и это был довольно успешный шаг.
РБК Исследования рынков: Поделитесь, пожалуйста планами по развитию на 2017 - 2018 год. Собираетесь ли Вы расширять представленность сети или сконцентрируетесь на оптимизации бизнес-процессов? Какие регионы Вы рассматриваете как перспективные для развития? Сильно ли влияет региональная специфика на модель ведения бизнеса?
Холдинг RESTart в принципе является лидером по развитию. Бренд Чайхона №1 продолжает развиваться. Мы понимаем, что уже произошло большое насыщение московского рынка, но все равно мы стараемся выбирать какие-либо локации и открываться. На данный момент мы стали активно развивать наш бренд в регионах. В этом году будет открытие Чайхоны №1 в Казани, в Ростове. К слову, для регионов мы разработали новую концепцию, называется она Чайхона Easy, где более доступный средний чек. Также мы активно развиваем наш бренд Steak It Easy - демократичные, модные стейк-хаусы, где средний чек 1 000 рублей, бокал вина стоит от 90 рублей. 3 ресторана этой концепции мы успешно открыли в Москве и скоро также открываемся в Казани. Помимо всего прочего мы развиваем OBED BUFET.
РБК Исследования рынков: Как Вы оцениваете перспективность франчайзинга как стратегии развития и уровень интереса к нему частного сектора?
Мы давно уже работаем по франчайзингу. У нас много франчайзинговых проектов. У нас свой взгляд на франчайзинг. Мы предоставляем франчайзинговый пакет не просто как пачку документов, которая регламентирует работу предприятия, мы оказываем поддержку по операционному блоку и относимся к франчайзинговым ресторанам как к своим. Это новая модель франчайзинга, более партнерская. Мы развиваемся, у нас большие возможности. Мы всегда готовы к диалогу.
РБК Исследования рынков: Какой Вы видите роль интернет-технологий для развития бизнеса? Планируете ли Вы внедрение новых IT-решений? Считаете ли социальные сети важным маркетинговым инструментом?
Мы следим за трендами. Сейчас делаем уникальное приложение по доставке, надеюсь, что уже через полгода мы его покажем людям. SMM, на мой взгляд, это сейчас самый эффективный инструмент для продвижения, мы уделяем ему много внимания и постоянно совершенствуем.
РБК Исследования рынков: В последние годы можно наблюдать увеличение популярности услуги по доставке готовой еды домой или на работу. Высока ли востребованность данной опции среди ваших клиентов?
Востребованность данной опции довольно высока. Мы развиваем доставку, как я уже говорил, и надеюсь, что уже через полгода можно будет показать людям новый крутой продукт.