Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
26 декабря 2011

Рынок сливочного масла: плавное скольжение

Молочная страна

Рынок сливочного масла тесно связан с производством молока, поскольку его выпуск первого является одним из самых молокоемких (на производство одной тонны продукта необходимо израсходовать 20,5 т сырья). Отечественный выпуск молока переживает в последние годы определенный подъем, в силу чего за первое полугодие 2011 года цена на сырое молоко повысилась незначительно. С одной стороны, это выгодно для производителей молочной продукции и сливочного масла в частности, а также потребителей; с другой - сдерживает развитие производителей сырья для их выработки.

Как по маслу

Объем российского производства сливочного масла в течение года изменяет волнообразно; пик приходится на июнь. В этот месяц обычно фиксируется одно из минимальных значений выработки питьевого молока за год. Наибольшую долю в выработке сливочного масла занимает производство продукта с содержанием жира от 50% до 79%.

Крупнейшие производители сливочного масла находятся в Татарстане, Ульяновской и Ивановской областях, Алтайском крае. Наибольшие розничные продажи продукта, напротив,  традиционно наблюдаются в Москве, на порядок превышая ближайшие регионы - Башкортостан, Дагестан и Тюменскую область. В отличие от пикового значения производства масла, приходящегося на июнь, его продажи максимальны в последнем квартале года, что вызвано климатическими условиями и некоторыми праздниками.

Сочетание двух тенденций - уменьшение количества потребителей сливочного масла, соотносящееся с динамикой изменения численности населения России, и приближение к максимуму потребления сливочного масла в физическом объеме - порождает сокращение рынка в натуральном выражении. Этому способствовало и введение нового ГОСТа, благодаря чему часть продукции перешла в категорию «спреды». Подобный продукт обладает более низкой ценой, а в случае, если он качественный - ещё и полезен для здоровья. Вместе с тем, розничная цена на сливочное масло растет темпами, превышающими рост цен производителей, за исключением 2008 года.

Регулирование с масляным оттенком

Российское государство уже в течение нескольких лет приводит в жизнь политику защиты отечественных производителей сливочного масла. Ключевым моментом стал 2009 год, когда с 0,22 евро за 1 кг до 0,35 евро за 1 кг была повышена ставка ввозной таможенной пошлины на него. Вместе с её включением в Единый таможенный тариф Таможенного союза ставка еще раз подросла - до 15%, но не менее 0,4 евро за 1 кг

Кроме защитных пошлин, для развития отрасли необходимо иметь программу ее развития. Такая программа была в прошлом году утверждена Минсельхозом и в качестве целей поставила увеличение объемов производства сливочного масла, снижение доли импорта и удельного расхода молочного сырья на производство продукции.

Насыщение не за горами

По прогнозам, 2011 год станет переломным этапом развития отечественного рынка сливочного масла, вынуждая компании-производителей более активно противодействовать этой угрозе. Предприятия с неоптимизированным ассортиментом и слабой системой дистрибуции вылетают с рынка, уступая свое место более гибким и предприимчивым Подобная динамика будет сохраняться до 2014 года включительно вследствие сокращения населения России и ограничений, связанных с платежеспособным спросом.

Более подробную информацию о рынке можно получить в исследовании «Рынок сливочного масла. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group.