Сегодня в Москве действует около 3 тысяч точек, где можно приобрести коррекционную оптику - очки, оправы, линзы. Потребности 3,5 млн. москвичей в коррекционной оптике и аксессуарах обеспечивают салоны, аптеки, павильоны, лотки и другие места продаж, которые, по прогнозу, в 2009 году совершат 9,9 млн. продаж.
Самые крупные сети оптики в Москве - «Линзмастер», «Очкарик», «Оптик-Сити», «GoodLook», «Инвар», «EyeKraft Optical», «Дисконт-оптика», «Светочи», «Лорнет-М», «8-я оптика» и др.
По оценкам ЭКЦ «Инвест-Проект», по итогам 2009 года московский рынок оптики зафиксирует некоторое снижение объема выручки в связи с ощутимым сокращением реальных доходов населения.
Специфика рынка заключается в том, что для одной трети населения Москвы очки и линзы являются товарами первой необходимости, имеющими очень широкий диапазон цен на любой вкус и уровень доходов. Спрос на очки и линзы в натуральном выражении имеет малую эластичность, а затраты на них и емкость рынка оказываются пропорциональными реальным доходам потребителей.
Под влиянием кризиса у большинства компаний, не вошедших в топ-5, прогнозируется снижение выручки в текущем году, а их доля продолжит постепенно снижаться в пользу лидеров. Кроме того, из исследования видно, что более ощутимые колебания в скорости прироста приходятся на наиболее крупных игроков.
В этих условиях на рынке оптики происходит выбывание мелких игроков. Из них выживут те, кто занимает свои специфические ниши - не очень интересные для крупных игроков, но полезные для ограниченного круга потребителей.
Окончание экономического спада, ожидаемое в ближайшей перспективе, для мелких игроков и частных предпринимателей означает медленное восстановление прежних объемов продаж и выручки. Если они не найдут своих рыночных ниш, то их ждет отток покупателей к средним и крупным игрокам с более широкими и гибкими возможностями.
При этом у крупных игроков продолжится как качественное, так и количественное развитие, а вот для средних компаний этот период станет последней возможностью усилить свои позиции перед переходом рынка в стадию насыщения.
Приведенный в исследовании анализ распределения доходов населения и интервалов цен на коррекционную оптику позволяет более точно выстраивать ценовую политику компаний, более обоснованно устанавливать цены, разрабатывать дополнительные услуги. Позиционирование в «бизнес-классе» предполагает сервис и цены на продукцию в диапазоне 1,4 -2,5 тыс. руб. / чел. за покупку, а в среднем - 1,9 тыс. руб. При этом из исследования видно, что практически все крупные участники рынка конкурируют в «бизнес-классе», к которому - и это крайне важно - относится лишь определенная и не самая большая часть потребителей.