Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
15 февраля 2012

Российский рынок ритейла: экспансия на региональный рынок

Рынок розничной торговли является одним из приоритетных секторов российской экономики. За последние десять лет рынок продуктового ритейла, как и рынок розничной торговли в целом, значительно изменился: произошел переход к современным форматам розничной торговли, таким как супермаркеты, гипермаркеты и крупные торговые центры. По сравнению севропейским, российский рынок розничной торговли всё ещё остается довольно фрагментированным, однако он на нем также наблюдаются процессы консолидации.

В докризисный период положительное влияние на рынок оказывала благоприятная экономическая ситуация в стране, а также постоянный рост доходов населения, формирующий спрос на продукцию более дорого сегмента. Но экономический кризис в стране не мог не сказаться на темпах развития рынка, последствия которого ощущаются до сих пор.

В условиях экономической нестабильности актуальной задачей игроков рынка торговли продуктами питания стало не просто повышение эффективности своей деятельности и внедрении инновационных решений, а сохранение и укрепление своих позиций в условиях экономического кризиса, а также удержание и расширение своих конкурентных преимуществ в условиях снижающейся покупательской способности.

Сравнив текущие показатели с динамикой за последние несколько лет, можно отметить замедление темпов роста, однако, учитывая положительную динамику развития рынка, уже в 2011г. можно ожидать более существенного прироста.

По данным исследования «Маркет-Аналитика», по итогам 2010 г. оборот продуктового ритейла составил 8,0 трлн. руб., что на 12,5% больше, чем в 2009 г., тогда оборот продуктового ритейла составил 7,1 трлн руб. В январе-августе 2011 г., оборот розничной торговли продовольственными товарами вырос на 14,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Крупнейшими сетями российского рынка продуктовой розницы являются (в денежном выражении):X5 RetailGroup - 5,8%, Магнит - 3,4%, Ашан - 2,6%, Metro C&C - 2,1%, Dixy&Vicroria - 1,4%, O'Key - 1,2%.

Ритейлеры расширяются как за счет покупки существующих объектов,поглощения находящихся на грани банкротства компаний, так и за счет строительства и аренды новых магазинов. Но основную ставку ритейлеры делают на региональную экспансию.

С каждым годом число свободных площадей в таких крупных мегаполисах как Москва и Санкт-Петербург сокращается, поэтому выход в регионы является больше необходимостью. На сегодняшний день одним из самых привлекательных регионов для ритейлеров является Самарская область. За последние несколько лет товарооборот розничной торговли в Самаре увеличился в несколько раз.Крупные розничные сети активно продвигаются на региональный рынок. Первыми заявили о себе такие компании, как «Пятёрочка» и «Перекрёсток». Сейчас помимо них лидирующие позиции занимают «Метро C&C», «Магнит», «Ашан», «Х5 RetailGroup», причем все заявляют о своих планах расширить число торговых точек.