Даже такие традиционные и неприхотливые культуры, как картофель и капуста, растут у нас с переменным успехом. Томаты, огурцы, перец, баклажаны или цуккини в ассортименте продукции сельскохозяйственным предприятий представлены только в южных регионах РФ, и то очень ограниченно. Объемы их производства в промышленных масштабах в десятки раз ниже, чем в личных хозяйствах населения. В летнее время мы компенсируем дефицит витаминов продукцией с бабушкиных огородов, но остальные 9 месяцев в году для большинства россиян свежие томаты и огурцы становятся атрибутами праздничного застолья.
Не мудрено, что в ежедневном рационе наших соотечественников доля свежих овощей гораздо меньше, чем у жителей стран Европы, Азии или Америки. В период межсезонья потребление свежих овощей, зелени и ягод основной частью населения сводится к нулю.
Прилавки сетевого ритейла, в то же время, изобилуют турецкими томатами, иранскими огурцами, израильской зеленью и голландской клубникой. Российский потребитель их покупает, правда, в минимальном количестве, объясняя свое решение слишком высокими ценами и откровенно «пластмассовым» вкусом импортных овощей и ягод. Однако реальной альтернативы импорту не было, и нет.
Последние 35 лет отрасль защищенного грунта в России медленно и уверенно деградирует. В советские времена свои теплицы были не только возле городов и населенных пунктов, но и у каждого крупного промышленного предприятия. Овощи и цветы росли под стеклом на 4,7 тысяч га. Десятки НИИ занимались разработкой и внедрением новых агротехнологий, тепличного оборудования и селекцией.
К сегодняшнему дню площадь промышленных теплиц сократилась в 2,5 раза. По данным исследований компании «Технологии Роста», в ближайшие 5 лет скорость вывода из эксплуатации физически изношенных и морально устаревших теплиц только ускорится. Свыше 75% находящихся на балансе тепличных хозяйств площадей была построена в 70-е годы. осРоссии
Катастрофическое положение отрасли долгое время не привлекало к себе особого внимания государства. Представители российского тепличного бизнеса многократно выходили с предложениями к Министерству сельского хозяйства, которые могли бы поддержать отечественного производителя и сохранить отрасль. Какие-то ответные шаги по стабилизации овощеводства в закрытом грунте, конечно, предпринимались, но ощутимого результата они не принесли. Наши теплицы разоряются и демонтируются, объемы импортных овощей с каждым годом растут.
В августе прошлого 2011 года Елена Скрынник озвучила ряд пунктов Проекта Программы по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, в которую входит и отрасль защищенного грунта.
Согласно версии Проекта, опубликованной 09.02.2012 на сайте Минсельхоза, государство предполагает взять на себя затраты на возмещение ставки рефинансирования при обслуживании полученных кредитов, а также 20% расходов промышленных теплиц на электроэнергию. В Проекте предусматривается введение запрета штрафных санкций поставщиков энергоносителей за перебор или недобор утвержденных ранее объемов со стороны получателя. Есть пункты о льготах при страховании рисков теплиц. Итогом господдержки, по мнению разработчиков Проекта, должен стать резкий рост объемов строительства новых современных тепличных комплексов и модернизации старых, а также повышение урожайности культур защищенного грунта в 2 раза.
К 2020 году, по прогнозам Минсельхоза, площадь российских теплиц составит 4,7 тысяч га, а производство тепличных овощей должно вырасти до 1,7 млн. тонн в год. Таким образом, государство считает реальным за 9 лет увеличить площади теплиц и валовой сбор овощей закрытого грунта более чем в 3 раза.
Проект Программы еще не принят. Вполне вероятно, что утвержденный вариант будет несколько отличаться от исходного по направлениям и размеру поддержки, а также датам реализации мероприятий, как это уже случилось во время доработки Проекта. Однако прогнозные показатели глобального наращивания мощностей закрытого грунта останутся прежними.
Столь масштабный плановый рост промышленных теплиц и тепличного овощеводства может самым существенным образом изменить ситуацию в отрасли и соотношение платежеспособного потребительского спроса и предложения. С учетом дополнительных государственных дотаций и субсидий, должна вырасти инвестиционная привлекательность тепличных проектов для потенциальных инвесторов.
Исследовательская компания «Технологии Роста» решила собрать мнения ведущих экспертов тепличного бизнеса относительно открывающихся перспектив перед тепличной отраслью в связи с предстоящей реализацией государственной Программы по развитию сельского хозяйства на 2012 - 2020 гг.
Каждый из интервьюируемых экспертов имеет значительный опыт работы в отрасли защищенного грунта, его мнение имеет солидный «вес» в тепличном сообществе.
Насколько реальны планы Министерства, и какие дополнительные условия нужны для воплощения их в жизнь, рассуждали эксперты.
Виктор Семкин, АК «Московский»:
Тепличные инвестиции - это очень «длинные деньги», окупаемость проектов приходит через 10-15 лет. Риски растут вместе со сроками окупаемости.
Программа поддержки теплиц со стороны государства давно разрабатывалась, в нее включались действительно важные пункты для тепличников. Но этот вариант трансформировался фактически только в 20%-ю государственную компенсацию затрат ТК на электроэнергию. Этого слишком мало для развития стагнирующей отрасли.
Доля энергоносителей в современных теплицах достигает 40% и выше в структуре затрат. После выборов весной 2012 г. тарифы на энергоносители резко взлетят вверх, значит, срок окупаемости проектов еще больше удлинится.
До 2008 года тепличники сами вкладывали средства в свое развитие. Средств хватало, так как цены на продукты росли быстрее цен на энергоносители. Сейчас ситуация изменилась с точностью до наоборот. Поэтому говорить об инвестиционной привлекательности тепличного бизнеса можно с большой натяжкой.
Планы Министерства по строительству новых теплиц могут быть выполнены только в том случае, если «наверху» вдруг резко изменится отношение к защищенному грунту и его станут реально поддерживать.
Игорь Соколов, НПФ «Фито»:
Для того что бы построить 4000 га теплиц к 2020 г., необходимо строить по 600 га в год.
Таких мощностей в России нет. Их максимум хватит на 150 га в год. Видимо, опять деньги потекут за границу.
Кроме того, у нас нет достойных кадров даже для нынешних действующих теплиц и строящихся проектов.
Алексей Куренин, компания Grodan:
Согласно моим расчетам, заявленная скорость прироста тепличных площадей мало реальна. В первую очередь, даже с физической точки зрения. Для достижения 4 тысяч га современных теплиц к 2020 году, потребуется строить по 400-500 га теплиц в год с учетом вывода из строя старых. На такой объем металлоконструкций и оборудования в России мировая тепличная отрасль просто не рассчитана.
Еще большей проблемой станет дефицит квалифицированного персонала для тепличных проектов, которого не хватает уже сегодня.
Думаю, что более реальным будет запуск в эксплуатацию порядка 1,5 тысячи га новых современных теплиц к 2020 году, которые вместе с уже работающими 500 га составят около 2 тысяч га.
В тепличную отрасль сейчас пришло много непрофильных инвесторов, которые ориентируются, прежде всего, на коммерческую составляющую бизнеса и его экономическую целесообразность. Успех бизнеса и его инвестиционная привлекательность будут ими оцениваться, исходя из реального объема потребительского спроса. Если этот спрос упадет вследствие общеэкономической нестабильности российского общества, то значительная часть потенциальных инвесторов может уйти из тепличного бизнеса вместе со всеми инвестициями. И тогда, к сожалению, никакие грандиозные планы Министерства не смогут реализоваться.
Светлана Тишковец, «Агроинвестпроект»:
Указанный объем производства, возможен лишь при темпах строительства по 500 га в год, что при вышеуказанных сложных вопросах становится нереальным. Кроме того, учитывая отсутствие возможности в России закупить в указанном объеме конструкции и оборудование теплиц (мало производителей) + высокие ввозные пошлины на импортные конструкции и оборудование, строить по 500 га в год становится невозможным.
Планы по выполнению количественных показателей, которые включены в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы, станут реальными лишь при решении проблем и устранении препятствий, основными из которых являются:
- выраженное нежелание Банков предоставлять кредиты в форме проектного финансирования,
- серьезные проблемы при присоединении к сетям электро- и газоснабжения,
- отсутствие во многих регионах мер государственной поддержки инвестиционных проектов и применяемых инноваций.
Но, если планы Министерства и будут реализованы, указанное количество продукции обеспечит лишь минимальную потребность в экологически чистой овощной продукции на каждого жителя страны - по 12 кг в год.
Мария Лусточкина, «Агримодерн»:
Увеличение площадей защищенного грунта при решении вопросов доступного кредитования, ограничения импорта некачественной овощной продукции ожидается.
Однако рост площадей более чем в 2 раза в течение ближайших 8 лет кажется маловероятным, даже при самом благоприятном прогнозе.
Борис Горкунов, УК «Столичные овощи»:
Не может быть серьезных изменений в отрасли, пока не изменится отношение государства к тепличникам. До сих пор нет грамотной таможенной политики, квотирования импорта. Нет изменений с энергопоставками и подключениями к сетям. Единственно, что реально можно получить, - частичное возмещение процентной ставки за кредиты у местных региональных властей.
Зато есть коррупция, и можно решить все вопросы с помощью взяток.
Сторонних инвесторов в отрасль реально приходить будет мало, основные новые проекты будут идти у дееспособных действующих тепличных хозяйств. Все-таки, современное растениеводство в защищенном грунте, отрасль сложная и многогранная.
Региональная конкуренция ужесточится вследствие роста импорта и китайских сезонных теплиц, которые сотнями гектаров строятся сейчас на территории РФ.
Так что планы Минсельхоза могут быть выполнены только за счет китайцев и их пленочных теплиц.
Валентина Козленкова, ТК «Матвеевское»:
Не очень верится в такие перспективы, которые нам нарисовал Минсельхоз. Строительство теплиц - огромные инвестиции, а окупаемость долгая. Если только пойдет активное строительство в южных областях РФ, где рентабельность производства выше.
Промышленные теплицы забыты государством. Такое ощущение, что защищенный грунт по большому счету нашему государству не нужен.
Конечно, можно все поставлять из-за рубежа, и свежие овощи, в том числе. Но правильно ли это, - забросить целую отрасль?
Промышленные теплицы сейчас выживают, как могут. Кто не может, - разоряется и исчезает. Особенно возле крупных городов, где стоимость земли настолько высока, что застроить бывшие теплицы жилыми домами и торговыми центрами оказывается намного выгоднее.
И на их месте вырастают города ...
P.S. Интервью экспертов проводились в конце января 2012 года.
В интервью участвовали руководители и ведущие специалисты предприятий, работающих в тепличной отрасли:
- Виктор Николаевич Сёмкин - генеральный директор ОАО «Агрокомбината «Московский»,
- Борис Васильевич Горкунов - учредитель Группы компаний «Столичные овощи» и генеральный директор ООО «Управляющей компании «Столичные овощи»,
- Валентина Алексеевна Козленкова - генеральный директор ЗАО «Тепличный комбинат «Матвеевское»,
- Игорь Сергеевич Соколов - генеральный директор НПФ «Фито»,
- Светлана Григорьевна Тишковец - генеральный директор ОАО «Агроинвестпроект»,
- Алексей Куренин - ведущий консультант компании GRODAN в России,
- Мария Лусточкина - руководитель отдела «Инвестиционное проектирование» ЗАО «Агримодерн».
Справка о компании:
Консалтинговая компания «Технологии Роста» уже более 5 лет занимается исследованиями российского рынка промышленных теплиц и растениеводства в защищенном грунте.
В рабочем архиве «Технологии Роста» десятки отчетов по результатам инициативных и заказных исследований различных направлений и секторов тепличной отрасли. Cреди них такие как «Тепличный бизнес на юге России», «Новые тепличные проекты России», «Украинские промышленные теплицы», «Белорусские промышленные теплицы», «Тепличный бизнес в России. Состояние и риски».