Общий розничный товарооборот за первое полугодие 2009 года составил около половины аналогичного показателя за прошлый год, что дает аналитикам основания ожидать выхода на рост. Показатели ведущих розничных сетей за январь-сентябрь возросли на фоне восстановления розницы.
Так продажи сети «Седьмой континент» выросли за этот период на 11%. Сеть продуктовых дискаунтеров «Магнит», которая в прошлом году была на 2-м месте по обороту, продемонстрировала еще более внушительный результат: чистые розничные продажи увеличились на 31% (121,65млрд рублей). Прошлогодний лидер X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель») добился 8-процентного роста продаж в сопоставимых магазинах (LFL).
Но не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Кризисные явления еще не преодолены, потребитель не готов тратить деньги, безработица растет и многие игроки, особенно в регионах начинают рассматривать возможность продажи бизнеса. При этом развивается сегмент экономичных супермаркетов и дискаунтеров. Например, по данным из открытых источников, компания Х5 Retail Group не исключает возможности переобразования части магазинов «Перекресток» (супермаркет) в «Пятерочку» (дискаунтер). Таким образом, меньше всего в кризис пострадают те сети, которые заранее освоили низкий ценовой сегмент или имеют возможность в него выйти.
В связи с падением стоимости активов некоторые западные крупные игроки розничного рынка начинают рассматривать возможность выхода на российский рынок. Так, по слухам мировой лидер ритейла Wal-Mart, планирует уже в 2009 году выйти на розничный рынок России, однако пока не ясно, каким образом: путем поглощения местных операторов или создания совместных предприятий (рассматривается вариант управления гипермаркетами «Карусель» и «Лента»). Другая крупная европейская сеть, «Карфур», уже активно предпринимает шаги по открытию торговых точек в России. На сегодня уже функционируют магазины в Москве и Краснодаре. В ближайшее время планируется открытие гипермаркетов в Липецке и Москве.