Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
21 февраля 2012

Кредитование бизнеса: особенности и проблемы

В нашей стране система кредитования малого бизнеса сейчас складывается следующим образом: различные международные организации, а также крупнейшие банки на сегодня принимают основную долю кредитного риска, выделяя для различных программ кредитования денежные средства, а в свою очередь банки-агенты, которые, по сути, являются банками второго уровня, выдают кредиты и ищут выгодные проекты финансирования. Кстати, зачастую банки-агенты также используют технологии, разработанные крупными банками первого уровня. Естественно, что подобная модель кредитования никак не исключает возможностей для реализации отдельными банками собственных программ кредитования, однако большинство все-таки не в состоянии быть кредиторами бизнеса и вместе с этим организовывать отдельные программы для банков-провайдеров.

Чаще всего региональные банки достаточно невелики, и в своем большинстве существуют за счет краткосрочных вкладов своих клиентов. Подобные банки, как правило, дают возможность предпринимателю получить кредит для бизнеса, направленный на пополнение оборотных средств на сроки до одного года. Большие и долгосрочные кредиты в таких вот небольших банках получить вряд ли получится.

Предприниматели, которые хорошо знакомы с кредитованием бизнеса, считают самой большой проблемой то, что невозможно получить кредит, не имея уже работающего бизнеса и собственного капитала. Также достаточно тяжело получить кредит и тем, кто столкнулся с небольшими финансовыми проблемами.

К счастью существуют некоторые способы решения этих проблем, к примеру, поручительство уже успешных крупных предприятий за малые и начинающие свой путь, а также снижение разрыва между пассивом и активом по срокам востребования и погашения путем увеличения срочности пассивов банка, что улучшит их ликвидность.

Меры, связанные с кредитованием и общей поддержкой малых предприятий, включают в себя определенные шаги, позволяющие в небольшие сроки дать более или менее серьезные результаты.

1. Субсидирование процентных ставок на кредит для бизнеса небольшим предприятиям, которые сейчас работают в не слишком рентабельных областях.
2. Стабилизация налогового режима для тех, кто желает получить кредит.
3. Совершенствование всех типов поддержки, а также образовательной работы в среде малых форм бизнеса.
4. Создание специализированных фондов, могущих оказывать предприятиям определенную поддержку, которые обучали бы в работе с банками, помогали бы в сборе документов.

Каждый, кто желал бы получить кредит для бизнеса должен знать, что ему придется предоставить определенный перечень документации:

1. Заверенные у нотариуса копии всех учредительных документов: свидетельство о регистрации фирмы, учредительный договор, устав предприятия;
2. Баланс предприятия, причем заверенный в налоговой инспекции на самую последнюю отчетную дату;
3. Копии договоров - для подтверждения сделки;
4. Грамотно составленный бизнес-план;
5. Банковская карта, которая бы содержала образец подписи руководителя предприятия, главного бухгалтера, а также оттиск печати;
6. Документальное подтверждение возможности обеспечить кредит, к примеру, договор поручительства или залога, банковская гарантия и так далее;
7. Заявка на получение того или иного кредита.

Все перечисленные документы сдаются клиентом в банк для их рассмотрения специальной кредитной комиссией. Кроме этого, к ним могут понадобиться дополнительные разъяснения.

Кстати говоря, перечень документации для тех, кто хочет получить кредит, может быть и более обширным. Здесь все зависит от финансового положения заемщика, целей получения кредита и так далее.

Зачастую банки проводят анализ платежеспособности компании и ее деловой репутации, чтобы минимизировать свои риски.

Если комиссия принимает решение о выдаче кредита, то заемщика вызывают в банк для подписания необходимых документов и получения кредитной суммы.

Кредит для бизнеса порой становится единственным способом продвижения и расширения своего предприятия.

Статья основывается на данных исследования компании Euroresearch & Consulting  «Сравнительный анализ программ кредитования малого и среднего бизнеса»