Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
28 февраля 2012

Конкурентные направления на мировом рынке карьерных самосвалов

В сегменте карьерных самосвалов, как выявило исследование ИА КредИнформ «Рынок карьерных самосвалов в России и в мире», конкуренция осуществляется как в ценовом, так и в неценовом аспектах.

Одной из основных технологических тенденций на рынке стала унификация запчастей и использование сходных элементов конструкций при производстве техники под разными марками. Участниками рынка отмечается, что вокруг техники на карьерах создается специализированная инфраструктура, вспомогательные цеха, ремонтные базы, склады, которые специально сделаны под определенное оборудование. Этот фактор, а также то, что операторы обучаются работе на технике определенных марок и моделей, сказываются при принятии решения о покупке новой техники: как правило отдается предпочтение или тем же моделям, или модернизированным образцам на их базе. Поэтому можно говорить о консервативности горнодобывающих предприятий в области закупок, что сглаживает ценовую конкуренцию среди производителей.

Так, даже в случае перехода с одной марки на другую, покупатели карьерных самосвалов стремятся унифицировать новые машины с уже использующимися: применять те же модели трансмиссии, двигателей и пр. Поэтому производители заинтересованы в выпуске идентичных комплектующих, а также использовании двигателей, трансмиссий, насосов, гидравлики и шин одних и тех же компаний. Таким образом, конкуренция производителей карьерных самосвалов ведется преимущественно в следующих сферах:
- цена, в том числе стоимость эксплуатации и обслуживания;
- конструкционные особенности мостов, рам, несущих элементов, подвесок;
- качество, необходимая частота и стоимость сервисного обслуживания;
- удобство и безопасность эксплуатации.

Из-за того, что на сегодняшний день на карьерах отмечается проблема их чрезмерного углубления, для производителей карьерных самосвалов основным требованием времени становится разработка более мощных и грузоподъемных машин, способных преодолевать затяжные уклоны. Ограничениями в данном случае выступают трудность увеличения грузоподъемности шин и создание высокомощных силовых установок без потери их эффективности.

Для снижения давления на грунт используют шарнирно-сочлененные самосвалы (ADT), чему способствует дополнительный мост. Кроме того, использование полного привода на ADT позволяет увеличивать сцепную массу, повышать проходимость и преодолеваемый уклон. Однако при этих несомненных преимуществах ADT, их максимальная грузоподъемность как правило уступает аналогам на жесткой раме.

В связи с перечисленными вызовами интерес представляет разработка гусеничного карьерного самосвала, проводимая компанией Hitachi: Rubber Crawler Carrier. Гусеничный ход позволяет увеличивать величину преодолеваемого уклона и общую проходимость. Однако, по оценкам специалистов, создание подобного рода самосвалов с высокой грузоподъемностью станет реальностью в отдаленной перспективе. На сегодняшний день максимальная грузоподъемность гусеничного самосвала (жесткая рама, маркировка Hitachi EG110R) составляет 11т.

Увеличение грузоподъемности самосвалов - особенно для мощных рудников, одними экспертами считается оправданной мерой, поскольку рост средней грузоподъемности единицы парка самосвалов со 100 до 300т. обеспечивает экономию на транспортировке 25%. С другой стороны, исследования выявили, что преодоление рубежа в 363 тонны по этому параметру в среднесрочной перспективе очень маловероятно. Это обусловлено тем, что выпуск самосвала большей грузоподъемности невозможен из-за отсутствия на рынке соответствующих элементов (например, шин), а также того, что большая вместимость кузова не востребована на рынке.

Таким образом, аналитики компании отмечают, что наиболее перспективными направлениями развития рынка карьерных самосвалов в средне- и долгосрочной перспективах являются:
- увеличение проходимости посредством увеличения прочности и долговечности сочленений и осей, а также роста диаметра колес;
- рост автоматизации техники в аспектах управления и диагностики;
- увеличение компактности карьерной техники без потери грузоподъемности;
- рост интенсивности подземных разработок в связи с исчерпанием карьеров и переходом на добычу в более глубоких пластах; как следствие, ожидается рост конкуренции в сегменте подземных самосвалов. Возможно, он будет проходить за счет диверсификации продуктовых портфелей крупнейших производителей карьерных самосвалов: Caterpillar, БелАЗ, Terex.