Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
29 февраля 2012

Рынок мясных консервов. Стабильный объем, нестабильный состав

Российский рынок мясных консервов в течение последних пяти лет отличался высокой стабильностью и постепенностью изменений. Объем производства мясных консервов в течение 2006-2011 годов постепенно увеличивался, однако начавшийся экономический кризис 2008-2009 годов привел к отставанию в развитии отрасли на 4-5 лет и, в конечном итоге, выразилось в сравнительной неизменности объема производства в течение этого периода - за пиком 2008 года следовал провал, и в 2011 году объем производства оказался примерно таким же, как и за пять лет до того.

Производство мясных консервов постепенно концентрируется в отдельных регионах России. В настоящее время в качестве лидера укрепилась Калининградская область, на которую в 2010-2011 годах приходилось около четверти всей продукции. И если в начале десятилетия на нее приходилось менее 20% российского производства, то в 2010-2011 годах эта доля выросла на четверть. Еще около 15-20% традиционно приходилось на Московскую и Новгородскую области.

Импорт и экспорт на российском рынке занимали незначительные позиции. Доля импорта на российском рынке в течение последних лет оставалась практически неизменной и составляла около 10%, причем большую ее часть занимали консервы из птицы и свинины. По состоянию на конец 2011 года около половины всего импорта мясных консервов приходилось на продукцию из Испании и Франции. А вот продукция из Бразилии, еще недавно занимавшая около четверти рынка, за последние пять лет стремительно теряла свою долю в результате развития внутреннего рынка самой Бразилии и переориентации производителей на него. На экспорт же уходило не более 3-5% российской продукции, причем практически вся она реализовывалась на территории стран СНГ.

Несмотря на крайне постепенные изменения в общем объеме продаж консервов, качество и форма продажи продукции менялись заметно быстрее и оказывали гораздо большее влияние на рынок. Для зажиточных потребителей, которые и формируют основной рыночный спрос, все большее значение начинает играть форма упаковки - она должна быть достаточно открытой, чтобы предоставить возможность рассмотреть содержимое банки, и достаточно легко открываться (иметь т.н. "easy open end" (крышки со встроенным кольцом для открывания) или "твист" (обычные откручивающиеся) крышки). Все большую долю постепенно занимает продукция в стеклянной или многослойной пластиковой таре, увеличиваются требования к экологичности и натуральности продукции. Также стоит отметить, что насыщение рынка приводит к стремлению производителей охватить новые экзотичные сегменты рынка - так, в последнее время появились халяльные и кошерные консервы, а также консервы премиум-класса (фуа-гра).

Сами же продажи в течение последних лет увеличились вдвое, несмотря на незначительность изменений в объеме производства и импорта. Это увеличение было вызвано исключительно ростом розничной стоимости консервов, причем увеличение розничной стоимости было чуть более быстрым, чем рост отпускной стоимости производителей - в 2006-2011 годах они в среднем за год составляли 9% и 11%, соответственно.

Таким образом, удовлетворение спроса в абсолютном выражении по прежнему стимулирует производителей на все более активное ведение конкурентной борьбы - как ценовой, ориентированной на снижение издержек на всех звеньях производственной цепочки, так и «маркетинговой», делающей упор на ассортимент и форму предоставления товара.

Более подробную информацию можно получить в исследовании «Рынок мясных консервов. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group.