В отрасли ожидается соответственное увеличение спроса на стройматериалы и строительную технику, причем последняя, в условиях вечно ограниченного финансирования компаний-застройщиков, с высокой вероятностью будет приобретаться в лизинг.
Сам лизинг строительной техники, впрочем, занимает в настоящее время небольшую долю в общем объеме лизинговых контрактов. По предварительным итогам, в 2011 году объем новых лизинговых сделок должен превысить 1,4 трлн руб., доля сделок со строительной техникой составляла около 4% (или больше 50 млрд руб. новых сделок в 2011 году и примерно такую же долю в уже имеющемся портфеле лизинговых компаний).
Несмотря на рекордный объем новых сделок, рентабельность лизинговых компаний несколько снизилась относительно высоких показателей предыдущего года. Коэффициент рентабельности (отношение чистой прибыли к выручке) у лизинговых компаний по-прежнему превышал 5% и находился примерно на том же уровне, что и во время предыдущего пика рынка в 2008 году, однако большинство независимых лизинговых компаний продолжали выказывать серьезную озабоченность увеличением конкуренции за имеющихся клиентов. Последняя вызвана, в частности, активным расширением лизинговых компаний крупнейших банков (прежде всего «ВТБ-Лизинг», «Сбербанк Лизинг», «ВЭБ-Лизинг»), на которых в 2011 году должно будет приходиться больше половины всех заключенных сделок (для сравнения, еще в 2008 году эта доля не превышала 20%). Независимые лизинговые компании, зависимые от кредитных средств все тех же банков, вынуждены идти на снижение рентабельности и ведение все более активной конкурентной борьбы в попытке «обойти» все более привлекательные предложения лидеров рынка.
Несмотря на появление возможности предоставления лизинговых услуг частным лицам, появившейся с начала 2011 года, российские компании в настоящее время не готовы к освоению этого сектора. Отсутствие информации о его специфике, необходимой инфраструктуры и навыков сотрудников делают этот сегмент достаточно сложным и затратным для проникновения. Таким образом, с наибольшей вероятностью этот сегмент окажется занят лизинговыми компаниями, аффилированными с крупными банками, имеющими большую возможность для риска и доступ к развитой сети филиалов.
В этих условиях снижения доходности от лизинга в целом, ориентированном на уже существующие сегменты, все более важным является диверсификация активов - и расширение соответствующих сегментов продукции может предоставить им возможность для такого расширения. Сегменты, традиционно являющиеся второстепенными на российском рынке, приобретают особую важность, поскольку умение работать с ними предоставляет большинству независимых лизинговых компаний второго ряда возможность не просто выжить, но и, возможно, расширить имеющийся портфель и клиентскую базу.
Правда чтобы тягаться с лидерами рынка малым лизингодателям придется предоставлять клиентам то, чего крупные компании предоставить пока не готовы - гибкие индивидуальные условия, максимально малый срок заключения договоров и персональный подход как к лизингополучателю, так и к поставщику оборудования.
Более подробную информацию можно получить из «Бизнес-плана лизинга спецтехники (с финансовой моделью)» компании Intesco Research Group.