Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
5 марта 2012

Противоречивый российский рынок карьерных экскаваторов

Российский рынок карьерных экскаваторов развивается по векторам, несколько отличным от тенденций мирового рынка, однако различия в особенностях имеют шанс значительно сгладиться в среднесрочной перспективе.

Российские горнодобывающие компании формируют свой парк карьерных экскаваторов преимущественно из машин отечественного производства (преимущественно корпорации Объединенные Машиностроительные Заводы). ООО ИЗ-Картэкс является крупнейшим в России поставщиком электрических карьерных экскаваторов. По данным компании, с 1957 года на ее мощностях было произведено и поставлено свыше 2700 карьерных электрических экскаваторов с вместимостью ковша более 8 куб. м, из которых сегодня около 1200 находятся в эксплуатации. Однако, как отмечают эксперты и участники отрасли, большая часть парка является физически и морально устаревшей, что провоцирует обновление парка.

Кроме того, как показало исследование ИА КредИнформ «Рынок карьерных экскаваторов в России и в мире», российский рынок встраивается в мировую тенденцию перехода с традиционных мехлопат на более эффективные в карьерах, гидравлические экскаваторы. Спрос на гидравлические экскаваторы стал расти на мировом рынке с 1990-х годов. По сравнению с механическими лопатами гидравлический привод обладает важным преимуществом: особенности конструкции рабочего оборудования позволяют осуществлять выборочную выемку грунта. Это позволило в 2000-х годах гидравлическим экскаваторам в 3-5 раз обогнать мехлопаты по объемам выпуска.

Преимущественно (по оценкам аналитиков около 70%) пользуются спросом гидравлические экскаваторы для горной промышленности с объемом ковша до 20м3, поскольку при объеме свыше 30м3 гидролопаты теряют свои технологические преимущества перед механическими, а при большей себестоимости экскавации и меньшем сроком эксплуатации, их применение теряет целесообразность.

Поскольку для оптимального выбора экскаваторной техники недостаточно основываться исключительно на параметре цены, все больше горнодобывающих компаний склоняется к покупке моделей гидравлических экскаваторов зарубежных производителей. Так, в 2009-2011гг. на российский рынок поступало большое количество новых и бывших в употреблении гидравлических карьерных экскаваторов: Komatsu, Liebherr, Hitachi, Caterpillar, Bucyrus и пр. Для некоторых марок: например, Komatsu, доля б/у техники, завозимой в Россию, превышает в 4 раза объем импортируемых новых экскаваторов этой марки.

Таким образом, при обновлении парка экскаваторов на российских горнодобывающих предприятиях все больше шансов имеют зарубежные марки. Хотя в силу определенных конкурентных преимуществ отечественных машин (как то: согласованность с прочей техникой на разработках, ноу-хау в сфере ремонта и обслуживания, относительная дешевизна техники), конкуренция не является жестко предопределенной.

Динамика производства карьерных экскаваторов в России была отмечена резким снижением в 2009 году - в связи с тем, что из-за падения спроса на ресурсы, а также снижением прибылей горнодобывающих компаний, расширение или обновление парка карьерной техники было заморожено.

Как показывает анализ маржинальности отрасли, проведенный специалистами агентства, в 2009 году снижение маржи прибыли ИЗ Картэкс в этом периоде произошло с 3,7 до -11,6%. В дальнейшем показатель превысил докризисный уровень. Аналогичные процессы происходили в ОАО Тверской Экскаватор, ОАО Машиностроительная компания Кранэкс.

В целом, как отмечают аналитики, российский рынок обладает большим потенциалом роста, чем в среднем мировой. Это дает перспективы развития как для иностранных компаний-поставщиков техники, так и обеспечивает возможность модернизации и расширения линейки отечественных экскаваторов.