По оценкам экспертов компании "Академия Сервис", объем только Московского рынка подарков оценивается в $450млн - $500млн, а темпы роста составляли до 2008 года около 15-20% в год.
Еще несколько лет назад в России практически не было специализированных магазинов подарков, в лучшем случае - отделы в крупных универмагах. Сейчас пропорция между сетевыми магазинами и "одиночками" уже составляет примерно 30% к 70%.
Стоит отметить, что и смежные сегменты: сувениры и подарки для бизнеса, до начала кризиса демонстрировали уверенную динамику. Первый рос на 30% в год, второй - на 35%.
Тем не менее, в ушедшем году рынок подарков и сувениров сильно просел вследствие резкого снижения покупательского спроса. Падение составило от 50% до 100%. Ряд компаний были вынуждены уйти или уйдут в самое ближайшее время. Также были заморожены многие торговые объекты, представляющие интерес для ритейлеров.
Давая рекомендации потенциальным игрокам этого рынка, следует сказать, что эксперты не прогнозируют его глобализации и советуют делать ставку на оригинальность. У небольших магазинчиков больше возможностей создавать уникальный ассортимент. Сегодня как в России, так и за рубежом лидируют компании, торгующие "забавными вещицами".
Специалисты также полагают, что в ближайшие 5 лет значительные коррективы внесет развитие Интернета и цифровых технологий. Сеть сократила дистанции и ускорила коммуникацию, расширила возможности для рекламы и налаживания партнерских связей между производителями и ритейлерами.