Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
3 февраля 2010

Объемы железнодорожных перевозок вернутся к докризисным уровням не ранее 2012 г.

В 2009 г. объем погрузки на железнодорожном транспорте РФ снизился на 15% по отношению к 2008 г., составив 1108 млн тонн. Упали перевозки почти во всех сегментах рынка, за исключением нефти и нефтепродуктов. С февраля 2009 г. началось восстановление погрузки, но этот процесс практически остановился с наступлением осени.  Все осенние месяцы объемы грузоперевозок колебались около постоянного уровня, как по фактическому объему, так и с учетом сезонности. Сильнее всего в результате кризиса сократились перевозки нерудных материалов, цемента, лома черных и цветных металлов. И по состоянию на конец 2009 г. объем погрузки материалов для строительства составлял менее 50% от докризисных показателей.

Перспективы роста объемов перевозок и тарифов остаются неутешительными для перевозчиков.  По расчетам, проведенным в исследовании Trade Marketing Research, докризисные объемы погрузки не будут достигнуты до 2012 г. почти во всех основных сегментах рынка. Исключением не станут и перевозки нефти, где в среднесрочной перспективе (к 2015 г.) ожидается снижение погрузки в связи с запуском новых трубопроводов более чем на 30%.

В этих условиях будут успешно развиваться компании, располагающие вагонным парком в растущих сегментах рынка, а также те, в которых успешное управление издержками или предоставление дополнительных услуг позволит получать прибыль в условиях жесткой конкуренции.

В условиях кризиса большинство операторов подвижного состава заняли выжидательную позицию. Обычным направлением стало сокращение инвестиционных программ, сокращение штата, а также продажа или сдача в аренду части подвижного состава. Инвестиции носят исключительно сфокусированный характер и направлены на решение локальных проблем или закрепление позиций на рынках, на которые компании вышли до кризиса. Характерным примером является группа компаний «Трансгарант», инвестирующая строительство дополнительной ветки длиной 3 км, для отгрузки продукции Челябинского металлургического комбината, а также в увеличение парка фитинговых платформ. Компания «Евросиб» приобрела небольшое предприятие промышленного железнодорожного транспорта ООО «Магистраль», обслуживающее важную для компании станцию «Подпорожье» в Ленинградской области.