Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
12 марта 2012

Мелованная бумага увеличивает свою долю

Россия на данный момент фактически не производит собственной мелованной бумаги. Компании, занимающиеся производством мелованной бумаги на территории Российской Федерации, являются филиалами или представительствами иностранных фирм. Для насыщения внутреннего рынка и удовлетворения потребностей производителей полиграфической продукции Россия импортирует необходимое количество мелованной бумаги, обладая, таким образом, емким внутренним рынком.
По данным исследования ИА КредИнформ «Рынок мелованной бумаги в России», общий оборот мелованной бумаги в России по итогам 2010 года составляет около 4 миллиардов рублей в стоимостном выражении или 143 тысяч тонн в натуральном выражении, а по итогам 2011 года ожидается более 5 миллиардов рублей.

В производстве мелованной бумаги определенную роль играет фактор сезонности. Пик производства данного вида продукции бумажного производства приходится на май-июль, при этом наибольшее количество бумаги за год производится в июне.

Резкий спад производства мелованной бумаги наблюдается в сентябре-октябре. Производство мелованной бумаги в 2006 и 2009 годах быстро наращивало объемы в период с середины апреля по пик производства в июне. Относительно значительный рост производства приходится в эти годы также на январь-февраль. Теоретически, по мнению экспертов, такая картина производства мелованной бумаги по месяцам может отражать поступление готового сырья (продукции лесной промышленности, обрабатываемой в течение определенного времени) на производство.

Относительно 2006 и 2009 годов в 2010 и 2011 годах отмечается небольшой рост производства в тот же период - январь-февраль. Остальные рассмотренные года демонстрируют небольшое снижение объемов производства мелованной бумаги в указанный период.

Однако стоит отметить, что мелованная бумага, как продукция, требующая для производства достаточно больших мощностей и специального оборудования, производится в России исключительно организациями крупного и среднего размера.

Географическая структура производства мелованной бумаги не сильно диверсифицирована, поскольку специализированное производство данной продукции представлено всего пятью компаниями на рынке.
Основные федеральные округа, где производится мелованная бумага на территории Российской Федерации - это Северо-Западный ФО (где расположены основные производственные мощности компаний ФГУП Гознак, международной компании Монди и Старлесс) и Приволжский ФО, где планируется расширение существующего производства легкомелованной бумаги группой компаний Инвестлеспром.

Планируемый запуск производства мелованной бумаги в Архангельской области группой Илим упрочит лидирующее положение Северо-Западного Федерального округа в производстве мелованной бумаги в России.

По данным ФСГС, общая потребность в мелованной бумаге удовлетворяется на 99,37% за счет импортной продукции. Несмотря на достаточный объем рынка мелованной бумаги, потенциально рынок еще не полностью насыщен.

Динамика объемов потребления данной продукции в России является обнадеживающей для производителей бумажной продукции, в частности для производителей мелованной бумаги, так как в 2009-2011гг. она выросла на чуть более 1 кг на душу населения.

В целом потребление мелованной бумаги увеличивалось на душу населения последние два года и тот факт, что повышательная тенденция была прервана кризисом, свидетельствует о том, что при благоприятной экономической обстановке в бумажной отрасли в частности и в стране в целом будет происходить дальнейший рост данного показателя. Эта тенденция, тем не менее, может быть прервана второй волной кризиса, если он заденет серьезным образом полиграфическую отрасль российской экономики.

В структуре потребления бумажной продукции в России экспертами прогнозируется тенденция роста доли мелованной бумаги в общем объеме потребления бумажной продукции, а также незначительное снижение доли газетной бумаги, что может быть связано с уменьшением тиражей печатных изданий в связи с распространением информации в Интернете.

Как следует из приведенных данных, за два последних года доля мелованной бумаги выросла на 2%, в то время как доли газетной и офсетной бумаг сократились на 1% каждая.

Эксперты прогнозируют сохранение этой тенденции и к 2013 году, доля мелованной бумаги предполагается уже 56% (то есть на 7% больше, чем на данный момент), а газетной и офсетной - на 6% и 1% соответственно меньше.