Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
15 марта 2012

Российский рынок грузового автотранспорта. Уже не на дне, ещё не на гребне

Несмотря на сравнительно небольшую долю рынка, грузовой автотранспорт является более перспективным сегментом для «традиционных» российских производителей, чем легковой - он традиционно более успешен как на российском рынке, так и в экспорте, его компании легче пережили кризис, а перспективы его развития являются более радужными. Грузовой транспорт является приоритетным сегментом в программе развития отечественного автомобильного производства и в течение десятилетия должен будет увеличить свою долю на мировом рынке.

Несмотря на сравнительно радужную перспективу, в недавнем прошлом рынок грузового автотранспорта переживал существенные проблемы. Вызванное кризисом падение спроса привело в 2009 году к сокращению рынка до 42 млрд руб., а производства - до 94 тыс. штук. Объем производства также восстанавливался заметно медленнее, чем в сегменте легковых автомобилей - высокая стоимость грузовой техники и отсутствие значимого спроса на нее в частном секторе позволяют значимо увеличивать объем ее производства только в периоды активного развития экономики, во время которых участники рынка склонны делать значительные инвестиции в основные фонды. Неустойчивое развитие экономики в настоящее время сдерживает восстановление этого сегмента - в 2011 году было произведено лишь около 207 тыс. грузовых автомобилей - примерно столько же, как и в 2004-2005 годах и примерно на 50 тыс. меньше, чем в 2006-2008 годах. Стоит отметить, что на фоне мирового рынка российские производители выглядят достаточно скромно, поскольку мировое производство грузовой и коммерческой техники в 2011 году уже превысило уровень 2007 года, достигнув абсолютного исторического максимума.

Несмотря на такое сокращение спроса, предприятия сегмента являются весьма стабильными, не в последнюю очередь - благодаря наличию у них связей с предприятиями металлургической, химической и военной промышленности. Крупнейшим предприятием на рынке по-прежнему является ГАЗ. С 2006 года, однако, его доля в российском производстве постепенно сокращалась - если в 2006 году она составляла больше 60%, то к 2009-2011 годам сократилась примерно до 43-45%, достигнув минимума за последнее десятилетие.

Его долю постепенно занимают производители, находящиеся на территории Татарстана - «КАМАЗ» и два подразделения «Соллерс» (бывшее «Северсталь-авто») - доля которых в посткризисном периоде выросла до 28-30% от общероссийского производства.

Выводу рынка на прежний уровень может поспособствовать увеличение спроса в одном из основных секторов: промышленности, внутригородских транспортных перевозках (перевозке потребительских товаров, как долгосрочного, так и краткосрочного пользования) и военном секторе.

Спрос на грузовые автомобили в военном секторе можно сразу охарактеризовать как непрогнозируемый - информации о нем слишком мало, чтобы можно было судить о долгосрочных тенденциях, а спрос подчиняется не рыночным, а политическим законам.

Экономика и промышленность России в целом восстановились после кризиса 2008 года. И хотя в 2011 году индекс промышленного роста составил лишь 4,7% (при среднем индексе в 2003-2007 годах на уровне 7%), однако в дальнейшем можно ожидать его нового увеличения до уровня 5-8%. Вместе с постепенно стабилизирующейся ситуацией в финансовом секторе и увеличением доступности средств можно ждать нового увеличения спроса на грузовые автомобили - пусть, возможно, и не на уровне лучших 2006-2007 годов, но по крайней мере не меньше, чем в 2005 году.

Поскольку в междугородних перевозках железнодорожный транспорт по-прежнему является основным, спрос на грузовые автомобили в транспортных перевозках обеспечивается в основном внутригородскими и внутрирегиональными перевозками. И вот оборот оптовой и розничной торговли в последние несколько лет постоянно растет - даже кризис 2008 года привел лишь к замедлению этого роста - рост физического оборота оптовой торговли сократился с 5-10% годовых до 2-3%, однако в 2011 году уже наблюдалось оживление торговли.

Таким образом, в течение одного-двух лет возврат к высоким темпам прироста торговой и промышленной активности российских предприятий должен будет стимулировать новое увеличение спроса на грузовую технику.

Более подробную информацию можно узнать из исследования «Российский и мировой рынок грузового транспорта. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group.