Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
22 марта 2012

Российский рынок автомобильного транспорта. Сектора рынка

Российский рынок автомобильного транспорта закончил послекризисное восстановление, вернувшись на уровень 2006-2007 годов и готов к дальнейшему продолжению развития. Хотя темп этого развития должен быть гораздо меньше, чем в 2007-2008 годах, рост объема рынка на 20-30% ежегодно кажется вполне достижимым даже в условиях медленно развивающейся экономики. Стоит отметить, впрочем, что большую долю в этом увеличении будет составлять увеличение стоимости

В результате переноса на территорию России предприятий, осуществляющих крупноузловую сборку легковых автомобилей иностранных марок, доля готовой импортной продукции на российском рынке в течение последних трех лет постепенно сокращалась. Сокращение было также стимулировано сокращением рынка в целом, в наибольшей степени пришедшимся на более дорогие иностранные автомобили. В 2011 году она составила лишь около 40%, вновь став меньше доли продукции, произведенной на территории России и, вероятно, будет демонстрировать дальнейшее сокращение в будущем. «На самом деле», впрочем, доля российских автомобильных марок в российском автопарке продолжает постепенно сокращаться, поскольку большую часть новых автомобилей составляют различные иномарки (иностранного или отечественного производства). Эта ситуация была еще больше усугублена экономическим кризисом 2008 года, в результате которого крупнейшие российские производители временно сократили производство, потеряв доли рынка, а некоторые из них (прежде всего - АвтоВАЗ) еще и дополнительно начали проводить реорганизацию и модернизацию производства, что также привело к временному сокращению производства. По итогам 2012-2013 годов эта ситуация должна будет в некоторой степени компенсироваться восстановлением производства на российских предприятиях, однако это вряд ли приведет к изменению тренда в целом - российский парк легковых автомобилей расширяется в среднем со скоростью в 5% годовых, а низкий спрос на автомобили российских марок не позволит им занять в этом увеличении доминирующую долю.

В сегменте грузовых автомобилей ситуация обратная - больше 95% парка и производства приходится на автомобили российских марок, «КАМАЗы», «ЗИЛы» и «Уралы» по-прежнему составляют большую часть российского парка. Этот сегмент также является наиболее перспективным для развития «полностью отечественной» техники - если производители легковых автомобилей вынуждены заниматься активным заимствованием технологий, то производители грузовиков демонстрируют способность самостоятельно адаптироваться к изменениям рынка.

Автобусы и троллейбусы по-прежнему занимают крайне небольшую долю в автомобильном парке, а их количество в большинстве регионов России продолжает сокращаться со средним темпом в 2-6% в год.

На столичные регионы (Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область) традиционно приходится заметно большая доля автомобилей, чем на другие регионы - здесь сосредоточено около 16% общероссийского населения и больше 20% российского парка автомобилей. На них же, благодаря сравнительно высокому уровню доходов населения, приходится и большая часть парка иномарок, здесь же сосредоточены одни из крупнейших сборочных производств иномарок на территории России.

Более подробную информацию можно узнать из исследования «Рынок автомобильного транспорта. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group.