Российское энергомашиностроение стремительно теряет внутренний рынок. Уже сегодня более 50% контрактов до 2013 года заключены с иностранными производителями энергооборудования, и тенденция не меняется. При сохранении нынешних тенденций в закупках энергетического оборудования к 2020 году российская энергетика может оказаться на 30% построенной на зарубежной технике, что поставит под удар энергетическую безопасность страны. К такому выводу пришли эксперты ИА КредИнформ, проведя исследование на тему «Рынок энергетического машиностроения в России: состояние, тенденции и перспективы его развития».
На данный момент отрасль, как и все машиностроение вообще, имеет ряд существенных проблем, без решения которых дальнейшее ее прогрессивное развитие будет под вопросом. Износ машин и оборудования более 75%, а износ испытательного и стендового оборудования 90-100%. Необходима тотальная системная грамотная модернизация отрасли. Для этого необходимы крупные инвестиции, как в научные исследования, так и в создание новых форм взаимовыгодного взаимодействия с мировыми лидерами отрасли.
Годовой объем рынка энергомашиностроения сейчас составляет около 70 млрд. долл., а к 2025 г. может достигнуть 100-110 млрд. долл. Согласно планам Правительства РФ, учитывающим тенденцию к увеличению мощности мировых энергетических систем, к 2030 г. отечественные компании должны занять 15% международного рынка энергомашиностроительной продукции. Стоит отметить, что такие планы очень амбициозны. Если в ближайшие годы не произойдет системная модернизация отрасли энергомашиностроения и не будет отлажено ее взаимодействие с потребляющей отраслью энергетики, то реализация этих планов вряд ли возможна.
Ситуацию, сложившуюся в исследованной отрасли, усугубляют и неопределенные последствия вступления России в ВТО. Необходимо разработать и внедрить комплекс мер, направленных на адаптацию отечественных товаропроизводителей к экономической и социальной ситуации, которая может сложиться в результате присоединения России к ВТО. Переходный период необходимо использовать для создания условий, максимально учитывающих национальные интересы и обеспечивающих благоприятную конкуренцию российской продукции, товаров и услуг за рубежом, сохранения за отечественными производителями обеспечение приоритетных направлений развития экономики страны.
Стоит заключить, что приобретение выгод отраслью машиностроения от вступления России в ВТО, зависит от многих факторов. Сможет ли государство грамотно выстроить систему поддержки отраслей, смогут ли предприятия найти средства и возможности для модернизации и выхода на европейский уровень качества в наличных условиях, сможет ли система образования снабдить отрасли новыми кадрами и многое другое. Пока видится очевидным, что положение отечественного машиностроения в первые периоды может существенно осложниться.
При учете модернизационных процессов потребности в энергетическом оборудовании в России будут расти. К примеру, до 2020 года по государственному плану планируется ввод 68 новых энергоблоков различных видов, которые необходимо будет также и обслуживать. Опираясь на общую картину по отрасли, следует прогнозировать рост внутреннего рынка.
Однако, пути дальнейшего его развития отрасли будет зависеть от многих факторов: насколько сильно покалечит экономику новая волна экономического кризиса, как повлияет в итоге на отрасль вступление страны в ВТО, смогут ли отечественные предприятия встать на путь модернизации и выдержать в перспективе конкуренцию с зарубежными производителями, сможет ли нормально функционировать и развиваться система СП с иностранными предприятиями и система передачи технологий, будет ли построена система внутри- и внеотраслевого взаимодействия, будут ли поддерживаться НИОКР внутри страны и от многого другого. Если все эти вопросы разрешатся положительно, то в России есть возможность сохранить отрасль энергомашиностроения как исторически одну из сильнейших в тяжелом секоре.