Рынок автокредитования России демонстрировал активный рост вплоть до осени 2008 года, когда ситуация в этом сегменте изменилась. Банки начали повышать ставки и ужесточать условия получения кредитов, а впоследствии резко уменьшили лимиты кредитования. Средние ставки за период осень 2008 - весна 2009 года выросли в 2-2,5 раза - с 12-14% до 25-30%. Срок кредита уменьшился до 2-5 лет. Минимальный размер первоначального взноса в большинстве случаев увеличился с 10% до 30-50%. Многие банки вообще свернули свои программы автокредитования, либо свели их к минимуму.
Объем продаж автомобилей в России упал в 2009 году в два раза. Доля сокращения объема продаж автомобилей в кредит была еще более существенной. Так, в 2008 году суммарный объем рынка автомобильных кредитов составил порядка 20 млрд долл., а в 2009 году - лишь около 6,2 млрд долл. Если в 2008 году в кредит продавалось 70-80% автомобилей, то к четвертому кварталу 2009 года этот показатель составлял лишь 10-18% от общего объема продаж.
Тенденция снижения ставок наметилась во второй половине 2009 года, вслед за снижением ставки рефинансирования. Одним из факторов, способствующих восстановлению сегмента автокредитования, по мнению специалистов AnanlyticResearchGroup, стала правительственная программа по предоставлению из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям. К концу 2009 года количество выданных льготных автомобильных кредитов достигло 67,5 тыс. шт. Рост объема автокредитования наблюдался в том числе благодаря расширению списка банков, которые могут участвовать в этой программе, - в конце октября 2009 года были отменены ограничения по размеру капитала для банков-участников программы.
В 2010 году ожидается продолжение либерализации условий автокредитования. Уже весной могут появиться программы с минимальным первоначальным взносом в виде срочных специальных акций в рамках совместных предложений с некоторыми дилерами. В результате дальнейшего снижения ставок среднерыночный уровень, по некоторым оценкам, достигнет 11% в валюте и 14% в рублях.
В целом многие специалисты прогнозируют подъем рынка автокредитования в России, однако все четко отмечают, что таких темпов роста, как в 2006-2008 годах, уже не будет.