По данным исследования "Железнодорожное машиностроение России и стран СНГ: производство и конъюнктура рынка грузового подвижного состава", подготовленного аналитиками ИА "INFOLine", в 2009 году объемы выпуска грузового подвижного состава сократились на 44,4%, тогда как в 2008 производители показали рост в 8 процентных пунктов.
По оценкам аналитиков, крупнейшие производители сократили свои производства на 50 и более процентов. Так, НПК "Уралвагонзавод" выпустил продукции на 53,8% меньше, чем в 2008 году, "Брянский машиностроительный завод" - на 79,4%, "Алтайвагон" - на 46,5%, "Армавирский завод тяжелого машиностроения" - на 64,5%, "Барнаульский вагоноремонтный завод" - на 79,6, "Рославльский вагоноремонтный завод" - на 54,4%.
"В 2009 году произошло почти двукратное снижение объемов выпуска грузовых вагонов. Однако, уже к IV кварталу 2009 года стало понятно, что спад спроса не будет затяжным и уже в 2010 году объемы выпуска приблизятся к уровню 2007 года, а в 2012 году - превысят максимальный за последние годы уровень 2008 года" - говорит руководитель отдела аналитики ИА "INFOLine" Михаил Бурмистров.
При этом произойдет изменение структуры рынка: доля ОАО "НПК "Уралвагонзавод" и ОАО "Алтайвагон" снизится в связи с запуском крупных вагоностроительных предприятий на ЗАО "Промтрактор-вагон" и ЗАО "Тихвинский вагоностроительный завод". Таким образом, к 2011 году в России будут действовать пять крупных высокотехнологичных вагоностроительных производств полного цикла (включая производство вагонного литья и осей): ОАО "НПК "Уралвагонзавод", ОАО "Алтайвагон", ОАО "Рузхиммаш" (и ООО "ВКМ-сталь"), ЗАО "Промтрактор-вагон" (и ЗАО "Промтрактор-Промлит"), ЗАО "Тихвинский вагоностроительный завод". Эти предприятия смогут успешно конкурировать по ценам и качеству на российском рынке и рынках стран СНГ и Балтии с украинскими заводами и китайскими вагоностроителями. Кроме того, снижение цен на подвижной состав до уровня 2007 года в среднесрочной перспективе позволит повысить инвестиционную привлекательность приобретения подвижного состава всеми группами потребителей в условиях либерализации рынка (после формирования "Второй грузовой компании" и исчезновения инвентарного парка).