Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
18 апреля 2012

Рынок кондитерских изделий: и сладкий вкус отечества нам дорог…

Российский кондитерский рынок постоянно предлагает потребителю новые оригинальные продукты: пряничные батончики, постный шоколад, медовая паста. Для детей в последние годы придумывают новые забавные форматы кондитерских изделий: масса для лепки из марципана, сладкие «рисовашки» на основе молока. Производители обратили пристальное внимание на изделия на основе растительных ингредиентов, что очень актуально в пост. Стали учитываться не только предпочтения к здоровому питанию, но и национальные, религиозные традиции. Большой спрос на халяльные кондитерские изделия отмечается в месяц Рамадан. В таких продуктах не допускает применение ингредиентов, не относящихся к числу разрешенных с точки зрения шариата (животные жиры, спиртосодержащие вещества, желатин и др).

Среди потребителей популярными являются сладости с дополнительными функциями (мармелад, ирис, жевательные конфеты, леденцы с «освежающим эффектом», «с лечебным эффектом», леденцы на палочке, без сахара), в то время как классические конфеты, мучные кондитерские изделия («коровка, «барбарис», «гусиные лапки», сушки, баранки) отступают на второй план.

Активнее всего презентуют сладкую продукцию перед новогодними и мартовскими праздниками. Продажи конфет в эти периоды увеличиваются почти в два раза. Сезонность подтверждают и данные розничных продаж кондитерских изделий. Пик продаж приходится на 4 квартал. В соответствующий период 2010 года выручка от реализации кондитерской продукции в России достигла 151,6 млрд руб. На конец 2011 года объем розничной торговли данной продукцией составила 184,9 млрд руб.

Повышение оборота розничной торговли также наблюдалось во втором квартале года. По сравнению с аналогичным периодом 2010-го в 2011 году продажи выросли на 20% или на 24,4 млрд руб. Всего в прошедшем году на территории РФ было реализовано продукции на сумму 580,3 млрд руб., что на 18,3% превысило показатели предыдущего года.

По данным нового исследования компании Intesco Research Group - «Рынок кондитерских изделий - 2012», основным рынком сбыта является Москва (18,6%). За 2011 год в столице через розничные сети было продано кондитерских изделий на общую сумму 108,1 млрд руб. Объем розничных продаж в Московской области был в 3 раза меньше и составлял 36,2 млрд руб. Этот регион находился на второй позиции.

В северной столице России по итогам прошлого года было продано продукции на 25 млрд руб. Четвертое место по розничным продажам было за Самарской областью (22,5 млрд руб.).

Также в число крупнейших регионов-потребителей входили Свердловская область, Республика Башкортостан, Тюменская, Нижегородская, Ростовская области. Десятку лидеров замыкает Краснодарский край.

В 2010 году объем производства кондитерских изделий в России составил 2 842,4 тыс. т. Этот показатель на 63,8 тыс. т больше, чем в предыдущем году. В 2011 году, положительный тренд в выпуске кондитерской продукции в России продолжился. Объем производства достиг 2 937,5 тыс. т, увеличившись по отношению к 2010 году на 3,4%.

В то же время в сегменте мучных кондитерских изделий произошло снижение производственных показателей на 2,1%, а в выпуск сахаристой продукции увеличился почти на 5%. Тенденция к сокращению производства мучных кондитерских изделий началась уже пять лет назад. В России в последние годы происходит уменьшение потребления данных продуктов, в то время как сахаристой продукции - растет.

Самыми емкими категориями в общей структуре выпуска кондитерских изделий в 2010-2011 гг. являлись печенье и шоколад, шоколадные изделия. На них в 2011 году приходилось 17% и 15,4% соответственно.

Карамель и вафли занимали 6,6% и 6,5%, торты и пряники формировали 5,5% и 5,3% отечественного предложения на рынке кондитерской продукции. Менее 2% занимали доли мармеладов (1,9%), восточных сладостей (1,7%), кексов (1,2%), жевательной резинки и ириса - по 1,1%.

В основном российская кондитерская промышленность представлена продукцией собственного производства, однако со вступлением в ВТО ожидается, что объем импортной продукции увеличится. В рамках договора РФ взяла обязательство снизить пошлины на поставку изделий с содержанием сахарозы более 60% к 2015 году до 10% (сейчас она составляет 20%). В два раза снизится пошлина на изделия с содержанием сахарозы менее 60%. Пошлина на ввоз белого шоколада упадет с 20% до 12% и будет составлять не менее 0,15 евро/кг, в то время как сейчас она не должна быть меньше 0,25 евро/кг.

Свои правила накладывают обязательства внутри Таможенного союза, пошлина на ввоз леденцовой карамели внутри стран союза в настоящее время составляет 20%, к 2016 году она должна снизиться до 14%.

Вступление в ВТО создает определенные риски для отечественного производства. Чтобы не остаться в проигрыше в условиях повышенной конкуренции, малому и среднему бизнесу придется поработать над качеством продукции, а также, что не маловажно, над ее оформлением. Вместе с тем, российский рынок кондитерских изделий можно считать достаточно стабильным, и в ближайшие годы ситуация кардинально не изменится. К тому же потребитель, особенно в отношении мучной кондитерки, больше привык доверять местным производителям.