Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
20 апреля 2012

Российский рынок легкового автотранспорта: уже не очень российский

По итогам 2011 года российский рынок легковых автомобилей полностью оправился от кризиса - производство достигло пиковых 1,74 млн, а розничные продажи выросли примерно на 12%. Однако несмотря на постоянный рост общего объема рынка, он крайне неравномерно пришелся на различные регионы.

36% всех автомобилей было произведено в Самарской области («АвтоВАЗ»), что было примерно вдвое меньше, чем в 2006 году. Покинутую им долю заняло т.н. «отверточное производство», конечная сборка автомобилей иностранных марок из готовых узлов, составившее в прошедшем году больше половины всего российского производства. Большинство подобных предприятий расположены на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Калининградской и Калужской областей, а также Москвы, и в 2011 году эти т.н. «новые автомобильные регионы» вновь увеличили свои доли на российском рынке.

Иномарки российской сборки в среднем стоят столько же, сколько и подержанные иномарки иностранной сборки - т.е. примерно в полтора раза меньше новых иномарок, но примерно в полтора-два раза больше, чем отечественный автомобиль. Вкупе с плохой репутацией автомобилей российских марок, это позволяет им активно вытеснять последние с рынка. На сегодняшний день можно сказать, что дочерние компании Volkswagen, Ford, Nissan, BMW, Renault и других крупных международных игроков укрепились на российском рынке.

Впрочем, сокращение доли АвтоВАЗ в скором должно прекратиться - падение производства в 2011 и начале 2012 года в значительной степени является временным, вызванным переносом производства классических моделей автомобилей марки LADA на Ижевский автозавод. Сами же производственные площадки АвтоВАЗа в течение 2011 и в начале 2012 года в несколько этапов провели профилактику и модернизацию производственных линий, в т.ч. главного конвейера, и новые модернизации запланированы на первую половину 2012 года. В 2011 году на эти цели был взят кредит в 50 млрд руб., всего же до 2020 г. инвестиционная программа ОАО «АвтоВАЗ» должна составить 110 млрд руб. Помимо прочего, на 2012 год запланирован перенос производства части автомобилей Renault на третью производственную линию АвтоВАЗ.

Таким образом, в течение нескольких ближайших лет тенденция сокращения доли автомобилей российских марок в производстве должна будет смениться на стабилизацию их доли и, вероятно, новый рост.

Крупные изменения в структуре производства не могли не привести к изменению состава парка автомобилей. Почти четверть парка занимают автомобили в возрасте до пяти лет, еще почти четверть - до десяти лет, и лишь около половины - более старые автомобили. Половина парка приходится на автомобили LADA и Toyota, однако в последнее время их доли также несколько снизились (например, в 2005 году на долю LADA приходилось больше 50% парка). «Молодая» часть парка в значительной степени формировалась из различных иномарок, постепенно вытесняя традиционные российские модели, однако ежегодные изменения были в целом незначительны - как из-за сравнительно постепенного увеличения самого парка, так и из-за по-прежнему большой доли отечественных автомобилей в производстве.

Более подробную информацию можно узнать из работы «Российский и мировой рынок легкового транспорта. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group.