Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
18 мая 2010

DIY-ритейл потерял более 25% в 2009 г.

Прошедший 2009 год был весьма сложным для российского рынка розничной торговли строительными материалами и товарами для дома (DIY), поскольку негативные тенденции развития отдельных отраслей и российской экономики в целом усилились и приобрели затяжной характер. Значительно сократились объемы жилищного строительства (-7% в 2009 г.), ипотечного кредитования (более чем в 4 раза), заметно упали и доходы россиян. Все это отразилось на состоянии рынка DIY-ритейла, который до кризиса рос на 20-25% ежегодно. Ранее основным драйвером роста были владельцы жилья в новостройках, однако под влиянием экономического кризиса доля таких покупателей сократилась в разы.

По данным исследования Департамента консалтинга РБК "Розничные торговые сети DIY", темпы снижения объема розничных продаж товаров DIY в 2009 г. составили около 26-28% в долларовом выражении и около 9-10% - в рублевом. Следует отметить, что в рублевом эквиваленте рынок сократился в меньшей степени, главным образом, из-за роста цен на импортные товары для строительства и ремонта, доля которых в ассортименте магазинов DIY оставалась в среднем на уровне 50-60%. Из-за ослабления курса рубля к доллару и евро импортные товары для строительства и ремонта сильно подорожали.

Подобная ситуация привела к тому, что одной из ключевых тенденций 2009 г. стало изменение структуры ассортимента DIY-магазинов в сторону увеличения доли товаров российского производства.
Кроме того, ритейлеры изменили структуру ассортимента с точки зрения ценовой сегментации: доля премиальных товаров сократилась за счет увеличения среднеценовых и дешевых товаров в ассортиментной матрице. По данным маркетингового исследования РБК, весной 2010 г. доля премиальных товаров в ассортименте большинства DIY-магазинов не превышала 10-15%. Потребительский спрос сократился и сместился в сторону более дешевых товаров, ценовой фактор стал определяющим.

Во второй половине 2010 года можно ожидать некоторого оживления на рынке розничных продаж строительных материалов и товаров для дома, а по итогам года рынок может вырасти более чем на 20% в денежном выражении при условии восстановления рынка ипотечного кредитования и экономики РФ в целом.