Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
11 мая 2012

Вафли – это в клеточку печенье

Рынок вафель входит в структуру рынка мучных кондитерских изделий и занимает второе место по величине его объёма. В 2011 году наибольшая доля рынка мучных кондитерских изделий в натуральном выражении - 43,3% - принадлежала сегменту печенья. Сегмент вафель отстает в 3,1 раза от доли лидера, занимая 13,7% общего объема. Доля сегмента тортов составляла 11,2%. На сегмент пряников приходилось 10,7% рынка. Также значимые доли принадлежали сегментам рулетов и пирожных - 8,4% и 4,4% соответственно.

Российский рынок вафель разделен на два основных сегмента: пакетированные и развесные изделия. Одной из тенденций последних нескольких лет стало стремление производителей увеличивать продажи фасованной продукции при одновременном сокращении доли изделий, продаваемых на развес.

В течение 2007-2008 гг. на российских предприятиях наблюдалась тенденция к наращиванию объемов производства вафель, причем с каждым годом темп роста постепенно увеличивался. Исключением стал кризисный 2009 год, когда российскими производителями на рынок было предложено на 13,1 тысячи тонн меньше этого мучного кондитерского изделия, чем в предыдущем году. В 2010 году ситуация изменилась, совокупный объем производства вафельных изделий увеличился до 195,3 тысяч тонн - по сравнению с 2009 годом рост составил более 15%.  По оценкам, на 2011 год произошло незначительное сокращение объёма производства на 1,5%.

Лидерами производства вафель к началу  2011 года стали Сибирский, Центральный и Приволжский федеральные округа. Около трети всего объема российского производства вафель приходилось на Сибирский ФО. Центральный ФО в данной структуре занял долю в 25,2%, а доля Приволжского ФО составила более 24%. В целом на эти федеральные округа приходится более 80% всего предложения отечественных вафель на рынке. На Северо-Западный федеральный округ приходится около десятой части, Уральский федеральный округ - 3,5% и на Южный федеральный округ  -  около 3% данного производства. В региональном разрезе, наибольшие объемы вафель - 23% общероссийского объема производства по-прежнему приходились на Кемеровскую область.

На российском вафельном рынке достаточно много сегментов. Например, вафельные торты имеют сравнительно недавнюю историю. Еще 15-20 лет назад торты из вафельных пластин не пользовались особой популярностью, однако, с развитием технологий производства эти торты завоевали свою долю на рынке. В середине 2011 года крупнейшими производителями в сегменте вафельных тортов являлись два московских предприятия: кондитерская фабрика «Большевик» и комбинат «Коломенское», а также  питерская фирма «Пекарь». Условно рынок вафельных тортов можно разбить на три сегмента: глазированные шоколадом, глазированные шоколадом в обсыпке и непокрытые шоколадом. Наибольшей популярностью у потребителя пользуются первые два типа продукции.

В сегменте вафельных трубочек крупным производителем является нижегородская  кондитерская фабрика «1 Мая». На вафельные батончики (например, такие как «Темпо») приходится чуть меньше десятой части сегмента упакованных вафель, при этом цена на них вдвое выше, чем на традиционную продукцию. Значительная часть вафельных батончиков, продающихся на российском рынке, производится компанией Cadbury (Cadbury Kraft Foods).

Относительно новые для российского рынка продукты - мягкие и карамельные вафли. Ведущие позиции в сегменте мягких вафель занимает компания «Акульчев», обеспечивающая около 70% совокупного предложения отечественного продукта на рынке, а производство серии карамельных вафель с сиропной начинкой одним из первых в России начинает кондитерское объединение «КИО».

Подробную информацию о состоянии рынка вафель можно получить в исследовании  консалтинговой компании Intesco Research Group - «Рынок вафель - 2012».