Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
17 мая 2012

Рынок канцтоваров 2011: потребителей прибавилось

Российский рынок канцтоваров начал активно развиваться в первой половине 90-х годов, когда в магазинах  появилось большое количество иностранной продукции.

Примечательно, что на протяжении всего этапа становления рынка никто не смог определить его четких границ. Множество его составных сегментов можно рассматривать и как самостоятельные рынки (например, офисная бумага и расходные материалы). По оценке «Экспресс-Обзор», к канцтоварам относятся:

  • Офисная бумага: форматная бумага для множительно-копировальной техники;
  • Бумажно-беловые товары (тетради, блокноты, альбомы, цветная бумага, ежедневники, записные книжки и пр.);
  • Принадлежности для организации и хранения документов: регистраторы, пластиковые папки из мягкого и жесткого пластика;
  • Пишущие принадлежности (ручки и стержни, карандаши, фломастеры и маркеры);
  • Чертежные принадлежности: готовальни, измерительные принадлежности (линейки, угольники, транспортиры), ластики, точилки;
  • Другие школьные товары: ранцы и рюкзаки, пеналы, настольные наборы, подставки для книг, счетные палочки и веера касс, пр.;
  • Товары для творчества: краски, кисти, пластилин, мелки, наборы для творчества и пр.;
  • Товары для делопроизводства: канцелярские мелочи (скрепки, кнопки, гвоздики, зажимы), клей, корректура, скотч;
  • Другие офисные товары: настольные наборы, лотки, ножницы и ножи, дыроколы и степлеры, банковская резинка, калькуляторы, штемпельные товары;
  • Деловая кожгалантерея;
  • СВПИ (средства визуальной подачи информации, офисные доски) и пр.

При этом канцтовары можно сегментировать и по сфере применения:

  • товары для офиса, продажи которых, в свою очередь, могут различаться на корпоративные и розничные;
  • товары для школы.

В свое время именно сегмент школьной канцелярии задавал тон в становлении общего рынка. Однако демографический кризис, развившийся в конце 80-х гг., повлиял на уровень спроса на эту продукцию в начале XXI века. К тому же стал активно развиваться офисный сектор. Поэтому в настоящее время

Активными потребителями канцтоваров в стране являются три группы населения:

  • Дети в возрасте от 5 до 15 лет, которые потребляют канцтовары категории школьных товаров и товаров для творчества.
  • Старшие школьники и студенты в возрасте от 16 до 19 лет, активные потребители как школьной, так и части офисной канцелярии.
  • Работающие граждане (офисные работники) в возрасте от 20 до 49 лет. При этом среди всех жителей страны в данной возрастной категории в качестве активных потребителей целесообразно рассматривать только городских жителей. Эта группа граждан страны является потребителями офисных канцтоваров.

Однако в 2011 году намечается тенденция увеличения спроса школьных товаров в связи с тем, что влияние демографического кризиса 80-90-х годов постепенно снижается.

В отличие от многих других потребительских рынков, рынок канцтоваров практически небрендирован. Исключением являются бренды Parker, Bic, Korona, Koh-i-Noor, Post it,  Erich Krause, Esselte и некоторые другие. В основном российский потребитель отдает предпочтение стране-производителю, а не названию торговой марки.

Рынок канцелярских товаров характеризуется ярко выраженной сезонностью. У школьного направления максимум для розницы приходится на период с 15 августа по 15 сентября (тогда оборот компаний возрастает в три раза), для оптовиков и крупных дистрибьюторов сезон начинается в апреле. Также отмечается активизация продаж в период перед началом очередной четверти в конце года и марте, когда пополняются запасы канцтоваров для школы.

У офисного сектора продажи более стабильны круглый год; к тому же у торговцев  офисными канцтоварами есть круг постоянных клиентов. Заметным увеличением продаж характеризуется декабрь, поскольку в преддверии новогодних и рождественских праздников компании приобретают максимум сувениров, бизнес - аксессуаров, а также закрываются годовые бюджеты. Кроме того, отмечается всплеск продаж по окончании кварталов, когда подшивается и сдается отчетность, на 23 февраля и 8 марта, а также в сентябре, который считается негласным началом офисного сезона.

Что касается структуры канцтоваров по сфере применения (школьные и офисные принадлежности), необходимо отметить, несмотря на рост затрат родителей на школьные принадлежности в 2011 году, доля школьного сегмента рынка канцтоваров несколько сократилась (-1,8 процентных пункта) из-за увеличения объема продаж офисных товаров в стоимостном выражении.

Говоря об уровне конкуренции на рынке, стоит отменить, что более 50% рынка принадлежит 8-ми основным дистрибуторам

Специалисты компании «Экспресс-Обзор» провели оценку объема рынка канцтоваров в два этапа - оптового рынка, на котором работает несколько крупных дистрибьюторов, и розничного рынка.

По оценке аналитиков, в 2011 году объем рынка канцелярских товаров увеличился на 5,2%, при этом инфляция по итогам года составила 6,1%, а прирост цен на непродовольственные товары - 6,7%.

С ростом объема рынка в денежном выражении происходит замедление темпов роста, связанное с постепенным насыщением рынка и усилением конкуренции. Кроме того, на падение темпов роста оказывает влияние демографический кризис, который стал основной причиной снижения спроса на школьную канцелярию.

Объем импорта канцелярских товаров в стоимостном выражении в 2011 году увеличился на 9% по сравнению с показателями 2010 года, когда был отмечен резкий скачок объема импорта более чем в полтора раза, что говорит о увеличении потребительского интереса к более качественным и дорогим товарам. Объемы экспорта канцтоваров, по официальным данным, не превышают 10% от объема импорта, при этом за период с 2003 года доля экспорта в общем объеме производства канцтоваров в России сократилась, а физический объем сохранился на прежнем уровне.

Как показал кризис, в сегменте школьной канцелярии его влияние ощущалось не столь значительно, поскольку родители даже в кризис предпочли не экономить на покупках канцтоваров для школы. Так по данным ВЦИОМ в 2009 году на покупку школьно-письменных принадлежностей и сумки родители потратили на 14% больше, чем годом ранее. В 2010 и 2011 годах расходы на школьные принадлежности тоже увеличивались.

Вследствие вышеперечисленных причин, а также, принимая во внимание, что в 2011 году началось постепенное восстановление численности школьников, а численность жителей трудоспособного возраста, напротив, будет сокращаться, ожидать бурного роста рынка в ближайшие годы не стоит. По оценке «Экспресс-Обзор», в 2012 году рынок увеличится на 6%, такой же рост будет и по итогам 2013 года. В дальнейшем темпы роста рынка канцтоваров будут снижаться в связи с постепенным насыщением рынка.

«Рынок канцтоваров в России 2003-2011 и прогноз на 2012-2015»