По данным аналитического исследования INFOLine&Retailer Russia TOP-100, прирост российского продуктового рынка, рост которого Росстат оценил в 2011 г. в 13,9% (до 9,11 трлн руб.), увеличился, в частности, на 3% благодаря тому, что россияне стали покупать более дорогие продукты питания, чем раньше, сообщил директор INFOLine Иван Федяков. По его словам, 3,9% прироста обеспечила инфляция цен на продукты, еще 7% - увеличение объема рынка в натуральном выражении.
В долларовом выражении Россия за 2011 год стала самым крупным рынком продуктов питания в Европе, опередив Францию, Германию, Великобританию и другие страны. Объем внутреннего рынка продовольственных товаров составил около $237 млрд, французского (до 2011 г. был крупнейшим в Европе) - $224 млрд, германского - $172 млрд.
«Расходы на продукты питания на душу населения в России пока еще значительно отстают от европейских», - подчеркнул Иван Федяков. Принимая в расчет численность населения в 140 млн человек, получаем средние затраты на питание одного россиянина в 2011 г. в размере $1 693 (примерно $141 в месяц). Во Франции (62 млн человек) соответствующий показатель равен $3 613 ($301 в месяц), в Германии (80 млн человек) - $2 150 ($179 в месяц).
На фоне экономического кризиса резко снизились доходы европейцев в противовес росту доходов россиян, который во многом был обязан предвыборными тратами государства: повышению пенсий, довольствия военных и бюджетных работников. «То, что российский рынок продовольствия обогнал европейские, - важная веха и индикатор для производителей продуктов питания», - считает Иван Федяков. Впрочем, до мирового лидера, Китая, России еще очень далеко. Объем китайского рынка продуктов питания оценивается в $726 млрд. За Китаем следует США с объемом продовольственного рынка в $684 млрд в 2011 г., Япония - с $304 млрд, Индия - с $292 млрд и Бразилия с $254 млрд.
Несмотря на то, что в мировом рейтинге Россия занимает шестое место, для некоторых транснациональных производителей продуктов питания она важнее остальных рынков.