В настоящее время в нашей стране показатель обеспеченности гостиничными местами в России примерно в 5 раз меньше, чем, например, в европейских странах.
Несмотря на активизацию инвесторов за прошедшие годы, существенных изменений в структуре гостиничного бизнеса России не произошло. Сегодня на Москву и Санкт-Петербург приходится около 70% всего оборота гостиничного рынка России. Однако с каждым годом соотношение будет постепенно меняться в пользу регионов.
Основными проблемами российского гостиничного рынка являются завышенная стоимость гостиничных номеров (особенно в Москве). В крупных городах ощущается явная нехватка дешевых гостиниц категории 2-3*, а в регионах, наоборот, очень плохо развит рынок бизнес-отелей категорий 4-5*. При этом современный гостиничный рынок российских регионов на 80% формируется гостиницами старой постройки советской эпохи и нуждается в новых отелях, оборудованных в соответствии с современными требованиями, в основном, класса 3*. Российским городам необходимы массовые гостиницы, преимущественно трехзвездочные, молодежного типа, с гибкой системой ценообразования.
Сегодня большинство гостиниц в России принадлежат частным инвесторам. Частные покупатели контролируют около 90% российского гостиничного рынка при учете всех российских и иностранных инвесторов.
Если речь идет о крупном бизнесе, то, прежде всего, подразумеваются крупные, известные гостиничные сети. Если же на этом рынке физическое лицо, заинтересованное в сравнительно невысоких инвестициях, то его, скорее всего, привлекают небольшие мини-отели, которые способны генерировать постоянный доход. Последние исследования регионального рынка гостиничных услуг выявили большой спрос на мини-гостиницы и хостелы в регионах.
В одной только Вологде приток иностранных туристов в 2011 году, по сравнению с 2009 годом, увеличился в несколько десятков раз. Специалисты прогнозируют дальнейший приток туристов в этот регион. Как ни странно, но, к примеру, город Сочи среди иностранных туристов особым спросом не пользуется. По некоторым данным чуть менее половины иностранных туристов приезжают в Россию с деловым визитом, примерно такой же процент гостей совершают туры в нашу страну с целью проведения отдыха. Большинство иностранцев привлекают достопримечательности страны в Северо-Западном и Центральном федеральном округе.
Возведение небольших мини-гостиниц в регионах считается целесообразным в силу того, что объекты создаются достаточно быстро. К тому же, небольшое количество апартаментов номерного фонда вряд ли будет простаивать. К тому же, создание мини-гостиниц не требует больших финансовых вложений. Предполагается также, что такой мини-отель будет принимать клиентов круглогодично. Средства при правильном распределении бюджета можно вернуть в кратчайшие сроки, отмечают специалисты МА «Навигатор» (с финансовой моделью и подробным описанием проекта можно ознакомиться в Бизнес - плане открытия мини-гостиницы (хостела).
Во многих регионах государственные органы власти выражают явную заинтересованность в создании мощной индустрии гостеприимства и пытаются привлечь инвесторов для реализации перспективных проектов в сфере гостиничного бизнеса.
Регионы же пока экономически не готовы к развитию рынка дорогих отелей. Но для российских регионов это сейчас не самая большая проблема - намного важнее обеспечить крупные города нашей страны качественными гостиницами среднего класса, которых сейчас так остро не хватает туристам в провинции. По мнению некоторых экспертов, открытие и строительство гостиниц - это один из самых инвестиционно привлекательных сегментов.