Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
30 июля 2015

Применение механизмов ГЧП в ТБО

Отрасль обращения с ТБО находится в стадии медленного формирования. Не только представители власти, которые по разным, достаточно весомым, причинам должны поддерживать экологию территории, но и сами жители столицы и регионов говорят о необходимости вторичной переработки отходов. При этом сложившаяся устаревшая система по управлению в отрасли, в большей степени благоприятствующая простому захоронению, не позволяет бизнесу полноценно выйти на данный рынок. В этом случае государственно-частное партнерство, механизм привлечения финансирования на условиях сотрудничества субъектов предпринимательства и органов власти, вполне может стать драйвером развития сферы управления твердыми бытовыми отходами в России, так как к решению существующих проблем через призму их рассмотрения с точки зрения бизнеса подключается государство.

В России, по данным Росприроднадзора, подвергается переработке только 4-5% всех отходов, в том время как в Европейском Союзе показатель составляет 32% и растет довольно быстрыми темпами. Такой низкий процент переработки ТБО в нашей стране является результатом неразвитой отраслевой инфраструктуры (в виду отсутствия акцента на экологию во времена СССР и первое десятилетие постсоветского периода), а также с малым количеством самих предприятий-переработчиков. На текущий момент, в соответствии с данными, представленными ТО РПН, насчитывается всего порядка 400 предприятий, из них доля комплексов по переработке ТБО составляет около 60%, комплексов по сортировке - 13%, мусоросжигающих заводов - порядка 10%. Абсолютными лидерами по количеству несанкционированных свалок среди федеральных округов являются Центральный и Северо-Западный ФО, а по их площади - Приволжский ФО.

В комплексной стратегии обращения с ТБО на необходимости использования механизмов ГЧП сделан акцент. В пятом разделе документа представлена следующая информация: «Финансирование реализации комплексной стратегии обращения с ТКО осуществляется... в том числе в рамках государственно-частного партнерства с использованием механизма концессионных соглашений».

Предпосылками использования механизмов ГЧП должны быть, во-первых, экономические факторы, такие как достаточный объем рынка твердых бытовых отходов на рассматриваемой территории, наличие финансирования из бюджета для компенсации расходов частной стороны, а также гарантий возврата инвестиций.

Во вторых, предпосылками являются административно-политические факторы, среди которых необходимо выделить наличие фактической мотивации представителей власти территории к преобразованиям в экономике субъекта и развитию конкретно отрасли ТБО, а значит, их открытости; наличие опыта реализации проектов в сфере ГЧП или сильная мотивация к обучению новым механизмам. Кроме того, будущий публичный партнер должен быть готов принять на себя часть рисков проекта: ГЧП подразумевает под собой разделение сторонами проектных рисков по принципу «отвечай за то, в чём разбираешься лучше других», в т.ч. рисков по загрузке проекта. Это позволяет каждому участнику чувствовать себя более уверенно, т.к. в случае возникновения проблемы, в которой он слабокомпетентен, второй участник партнерства взял на себя ответственность решить ее.

Также важными предпосылками для реализации инвестиционного проекта с использованием механизмов ГЧП является наличие у территории отдельных стратегий или программ в сфере ТБО.

При этом даже при наличии всех этих факторов реализация ГЧП-проекта в сфере управления твердыми бытовыми отходами не будет успешна, если в регионе нет экономически обоснованного и конкурентного действующим полигонам тарифа на утилизацию, за счет которого будет формироваться возврат инвестиций проекта. Современные тарифы в регионах по своей сути не позволяют не только получить прибыль частному партнеру, но даже окупить затраты. Региональные власти просто не позволяют себе повышение тарифов по ТБО в связи с низкими доходами граждан и относительно высокими ценами на прочие услуги ЖКХ (то есть, европейский опыт в российских условиях не всегда релевантен).

Уже сегодня существующие легальные полигоны, а также тысячи несанкционированных свалок, нанесли серьезный ущерб природе, и дальнейшее невнимание к данной проблеме приведет к губительным результатам. Сложившаяся на сегодняшний день в России ситуация в области обращения с твердыми бытовыми отходами может привести к опасному загрязнению окружающей среды и создать реальную угрозу здоровью населения.  

Более подробную информацию вы можете узнать из исследования «Механизмы ГЧП в России: текущая ситуация и перспективы» компании Intesco Research Group.

Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.