Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
9 июля 2010

Доля десяти крупнейших продуктовых сетей достигла 15,3% в 2009 году

Сектор продовольственного ритейла в 2009 году показал рост на фоне падения темпов розничной торговли в целом. Прошедший год стал для большинства ритейлеров настоящим испытанием на прочность - основной задачей для большинства игроков стало сохранение бизнеса. Основными проблемами для ритейлеров были изменение потребительского поведения россиян на фоне снижения доходов, удорожание заемного финансирования, высокая стоимость аренды и, как следствие, резкое снижение темпов развития торговых сетей.

Однако крупные игроки продовольственного ритейла по-прежнему успешно развивались, открывая новые магазины как за счет органического роста, так и в результате  сделок M&A. В 2009 году разрыв между крупными и средними игроками стал наиболее заметен, поскольку на долю топ-10 крупнейших сетей, по данным исследования Департамента консалтинга РБК "Розничные торговые сети по продаже продуктов питания (FMCG) 2010", пришлось более 50% оборота сетевой продовольственной розницы и 15,3% от совокупного оборота розничной торговли продовольственными товарами в РФ. Подобные результаты свидетельствуют о высокой эффективности крупных игроков рынка и правильно выбранной стратегии работы в новых рыночных условиях.

Российский продуктовый ритейл постепенно консолидируется, а экономический кризис придал этому процессу дополнительный импульс - количество небольших и средних торговых сетей к середине 2010 г. сократилось за счет банкротств и смены собственников сетей, что позволило крупным компаниям увеличить долю рынка, используя открывшиеся возможности. Уровень конкуренции в отрасли заметно вырос по сравнению с 2007-2008 гг., поскольку замедлились темпы строительства торговой недвижимости, а арендные ставки в успешных торговых центрах остались на прежнем уровне.

В 2010-2013 гг. степень консолидации продовольственного сетевого ритейла будет расти опережающими темпами, поскольку крупные игроки будут стремиться к освоению новых регионов и закреплению своих позиций в уже освоенных субъектах. Организованная торговля постепенно будет вытеснять традиционные магазины и розничные рынки, приближаясь к западной модели развития сетевого ритейла.