Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
9 июня 2012

Рынок коллекторских услуг:«выбивать» долги станет труднее?

Коллекторские услуги по взыскиванию просроченной дебиторской задолженности являются недавно сформировавшимся и развивающимся в России видом бизнеса. Его целью является реализация платежей по задолженностям физических и юридических лиц. Коллекторские компании предоставляют свои услуги за заранее установленный процент от общей суммы возвращенных при их помощи кредитов.

Объем рынка коллекторских услуг зависит от потенциального объема существующей в России просроченной задолженности, которая может быть реализована при помощи коллекторских агентств. Общий объем задолженности в России за 2009-2011 годы вырос примерно в полтора раза. Экономический кризис 2008-2009 годов  стимулировал рост величины объёма просроченной задолженности. Однако, начиная с 2010 года её объем оставался уже сравнительно постоянным, варьируя  в пределах 600-750 млрд руб., а в отдельные периоды и вовсе снижался. В результатах данного бизнеса заинтересованы инвесторы, кредиторы, государство (федеральные/местные органы власти) и собственно коллекторские агентства.

В 2011 году объём рынка коллекторских услуг вырос на 15%. С 2009 по январь 2012 года в общем объеме задолженности в Российской Федерации задолженность юридических лиц занимала преобладаюшую долю, составляющую 90%. В общем объеме задолженности 2009-2011 годов наибольшая её доля приходилась на сферу торговли и ремонта предметов обихода и бытовой техники. Если в начале 2009 года она составляла около четверти всей задолженности, то к началу 2012 года сократилась на несколько процентов, однако оставалась преобладающей среди сфер  российской экономики.

В настоящее время коллекторские компании уделяют особое внимание своей репутации и стремятся развивать информационные и аналитические технологии. В компаниях ценятся умение отдельных коллекторов в работе с клиентами опираться на  знание психологии, а также стремление и умение договориться с заемщиком. По оценке агентств основной причиной возникновения долга является плохая кредитная дисциплина россиян. В первом кризисном  году около 54% долгов приходилось на безответственное отношение заемщиков к сроку погашения долга, 42% составляли объективные причины, вызванные нехваткой средств и 4% долгов было связано с откровенным нежелание платить по кредитам.

Динамика кредитного поведения населения многогранна. Величина объёма кредитов физическим лицам в натуральном выражении за 2004-2011 годы значительно выросла  - номинальный объем выдаваемых кредитов с 1 января 2004 по 1 января 2012 года увеличился более чем в 20 раз, или на 5 трлн руб. При этом после восстановления экономики от последствий кризиса и обретения уверенности банками в кредитоспособности населения, объем кредитов вновь резко увеличился. Только в 2011 году он вырос на 34%.

По прогнозам экспертов, к 2015 году объем рынка коллекторских услуг может вырасти более чем в полтора раза. На рост объема рынка окажет влияние увеличивающееся доверие банков к деятельности коллекторских компаний.  Банки  станут передавать коллекторским компаниям на реализацию всё больший объем долгов частных лиц. К тому же возможно постепенное проникновение коллекторских компаний в сегмент долгов юридических лиц. Одновременно вступление России в ВТО создаёт условия для расширения проникновения зарубежного финансового бизнеса на российский рынок и  конкуренции условий предоставления кредитов между зарубежным и отечественным финансовым капиталом российским физическим и юридическим лицам, что повлияет на динамику объёма рынка коллекторских услуг.
Однако принятие законопроекта о взыскании просроченной задолженности физических лиц может усложнить деятельность коллекторских компаний, поскольку в процессе осуществления взыскания долга должник будет иметь право  потребовать от взыскателя (коллекторского агентства) прекратить с ним прямой контакт, а осуществлять  взаимодействие взыскатель сможет только письменно по почте и посылкой сообщений на мобильный телефон должника.

Подробную информацию о состоянии рынка можно получить в исследовании  консалтинговой компании Intesco Research Group - «Бизнес-план коллекторской компании (с финансовой моделью)».