Уход зарубежных инвесторов с российского рынка в последние месяцы связан не только с падением цен на нефть, как объясняется аналитиками, но и в не меньшей степени с ожиданиями инвесторов о «открытии» российских рынков в связи с вступлением России в ВТО. Действительно, зачем вкладывать средства в организацию и функционирование производства на территории России, если можно и так проникнуть на довольно прибыльный рынок благодаря обязательствам, взятым на себя Россией? При этом одновременно поддержать своих производителей.
Время «Ч» приближается и его ожидают две конкурирующие стороны: зарубежные экспортёры и отечественные производители аналогичной продукции. Первые подогревают свой интерес положительными прогнозами и оценками зарубежных аналитических компаний от членства России в ВТО. Согласно данным оценок Всемирного банка, выгода зарубежных игроков после вступления России в ВТО окажется в 10 раз выше, чем отечественных игроков и производителей. Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН подсчитал, что Российская Федерация ежегодно станет терять 7,2 млрд долл. в год, или 1% ВВП. Данные Россельхозакадемии ещё более удручающи: только российский агропромышленный комплекс будет терять 4 млрд долл. в год. Отдельные аналитики оценивают последствия новых рыночных условий при членстве в ВТО ещё более мрачно: банкротство и закрытие 40 тыс. предприятий, 450 моногородов и как следствие 30 млн безработных российских граждан.
Даже трудно представить, что еле стабилизировавшееся положение в машиностроении, лёгкой промышленности, в отраслях обработки древесины, целлюлозно-бумажном производстве и производстве изделий из дерева сменится, по мнению многих экспертов, в условиях ВТО наибольшим падением объёма производства выпускаемой продукции.
Нельзя и не учитывать фактор климатических условий производства сельскохозяйственной и другой продукции в Российской Федерации. Условия значительно более жёсткие, сезонный характер явно выражен. Взять, например, зиму: на приведение в соответствие температурного режима условий труда и производства сельскохозяйственной и другой продукции в России затрачиваются огромные финансовые и материальные ресурсы, которые повышают издержки производства и ложатся на себестоимость продукции, а у традиционных экспортёров продукции на наш рынок климатические условия другие. Даже закупка современных технологий их производства не приведёт к возникновению условий абсолютной ренты для наших производителей. По-прежнему преимущества условий абсолютной ренты будут извлекать зарубежные производители продукции. Поэтому заградительные ввозные пошлины и их величина должны уравнивать условия производства российских и зарубежных производителей. Тогда и условия торговли в рамках ВТО для отечественных производителей станут реально справедливыми.
Отечественные же производители, вдохновлённые возможной финансовой поддержкой государства (а это ежегодно 9 млрд долларов на всех производителей страны) надеются выстоять в конкурентном противостоянии с остальными производителями государств - членов ВТО. Однако, при изменении реальной конъюнктуры валютных курсов доллара и евро под влиянием возможных различных кризисных потрясений потенциал реально возможной государственной поддержки в рамках взятых на себя обязательств, может оказаться не таким, как представляется в настоящее время. Реально потенциал поддержки по своей покупательной способности окажется меньше, а учитывая, что весь процесс растягивается во времени, то прогнозы о «выживании» отечественного производителя могут и не оправдаться!
Усложняющееся положение отечественных производителей в условиях ВТО неизбежно приведёт к инициации переговоров с ВТО о корректировке защитных мер, и мер поддержки особо нуждающихся в них отраслей, и в первую очередь, аграрного сектора экономики России. Поэтому и предельную величину потолка финансовой поддержки государством своих производителей необходимо будет корректировать в сторону увеличения.
По силе удара на национальную экономику и социальную сферу России вступление в ВТО будет сравнимо с периодом гайдаровских реформ и уступит, видимо, только гонке вооружений. Но если последнюю можно контролировать сокращением бюджетных ассигнований до необходимого определённого предела, то на ослабление удара от членства в ВТО договорённостями определён предел поддержки производителей только в 9 млрд долларов. При прогнозируемом возможном уровне банкротств предприятий и безработицы уровень толерантности граждан к такому участию в «справедливой торговле» резко понизится.
Ждать осталось недолго: «невидимая рука» рынка «справедливой торговли» расставит игроков и производителей по своим местам!
В своих исследованиях консалтинговая компания Intesco Research Group с момента завершения переговоров Российской Федерации о вступлении в ВТО применительно к каждому рынку даёт анализ возможных последствий их функционирования в новых условиях.