Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
3 августа 2010

Продовольственные сети приросли всего лишь на 7% в 2009 году

Ситуация на рынке продовольственной розницы к началу 2010 года заметно изменилась: если до кризиса ритейлеры стремились увеличить количество магазинов и капитализацию компании, то в посткризисный период руководству сетей пришлось сосредоточиться на качественном росте и удержании своих покупателей. Учитывая ситуацию с корпоративным финансированием и ужесточением требований к заемщикам со стороны банков, можно сказать, что ритейлерам пришлось ввести режим строгой экономии в отношении инвестиций в развитие сетей.

Как следствие изменения стратегии, темпы прироста сетевой продовольственной розницы в количественном выражении, по данным исследования Департамента консалтинга РБК "Розничные торговые сети по продаже продуктов питания (FMCG) 2010", снизились с 18-20% в 2008 году до 6-7% в 2009 году. Наиболее сильное сокращение количества магазинов произошло в сегменте супермаркетов, которые больше всего пострадали от кризиса и в стоимостном выражении.

Следует отметить, что формат "супермаркет" всегда был наиболее размытым с точки зрения стандартов - супермаркетами назывался любой магазин самообслуживания. Ассортимент супермаркетов мог отличаться в разы - от 5 до 40 тыс. наименований, с разным соотношением продовольственных и непродовольственных товаров.

Традиционно торговая наценка в супермаркетах была значительно выше, чем в других торговых форматах. Нечеткие стандарты работы, незнание своей потребительской аудитории, ее потребностей привело к сокращению доли супермаркетов в обороте сетевой продовольственной розницы, а также количественному сокращению магазинов данного формата по итогам 2009 года.

Что касается крупноформатной розницы, то здесь наблюдались разнонаправленные тенденции - темпы прироста новых гипермаркетов и cash & carry по итогам 2009 года не превышали 5-6%, однако объем продаж крупноформатной розницы вырос гораздо значительнее. По мнению аналитиков, это результат бурного развития формата в 2007-2008 гг., когда ежегодно открывалось не менее 50-60 гипермаркетов и магазинов cash & carry. В 2009 году эти магазины вышли на плановый уровень финансовых показателей.